Один из важнейших этапов, который с нетерпением ждет каждый родитель, – когда ребёнок начнет самостоятельно есть. Ну а взрослые наконец смогут наслаждаться собственной едой без постоянных уговоров открыть ротик. Способность есть самому – важный навык, кроме независимости от взрослых он развивает мелкую моторику, помогает больше узнать о еде, вкусах, запахах, структуре, температуре. И даже если кажется, что ребёнок с играет с пищей – это тоже процесс самообучения. А вот как этот процесс ускорить и не дать действительно заиграться вместо питания, мы сейчас расскажем.
Признаки того, что ваш малыш готов есть сам
Первый признак, что малыш готов попробовать самостоятельно питаться, появляется, как только он начнет тянуться к своей тарелке. Обычно происходит примерно в 8 месяцев, но может возникать раньше или позже.
Большинство детей проявляют попытки есть самостоятельно после того, как они начнут употреблять твердую пищу. Эти признаки включают:
- Ребёнок пытается схватить поставленную перед ним еду.
- Отталкивает руки взрослого во время еды.
- Хватает ложку или тарелку.
- Подносит предметы ко рту во время игр и еды.
Первоначально дети захватывают пищу сгребающими движениями в кулак, используя всю ладонь. Но потом появляется так называемый пинцетный захват, при котором ребёнок берет еду и предметы большим и указательным пальцами. Такой навык закладывает основу для развития мелкой моторики, например, письма.
С чего начать приучение есть самостоятельно?
Если малыш проявляет интерес к самостоятельному питанию, вы можете начать с того, что положите ему немного еды ему в руку или на столик. Дайте несколько кусочков и добавляйте еще, когда он закончит.
Что можно предложить малышу до года?
- Небольшие кусочки вареной рыбы, курицы и индейки (филе без шкурок и косточек).
- Кубики сыра.
- Мягкие вареные груши и яблоки.
- Отварные морковь, горох и картофель кусочками.
- Небольшие кусочки персика, авокадо или банана.
Разумеется, все это мы даем, если ребёнок уже знаком с продуктом и нормально его воспринимает.
Важно!
Будьте осторожны и не давайте продукты, которые могут вызвать удушье, например, изюм, виноград и орехи. Дети нуждаются в присмотре, когда учатся самостоятельно есть.
Как научить ребёнка самостоятельно есть ложкой
В среднем дети готовы пользоваться ложечкой с 18 месяцев. Но если ваш ребёнок уже освоил еду с рук, вы можете начать приучать его пораньше. Малышам требуется много практики, прежде чем они научатся самостоятельно есть с помощью ложки.
Совет!
Эрготерапевты рекомендуют давать малышу собственную ложку, пока вы его кормите. Время от времени берите его за руку, окунайте его ложку в пищу и подносите ко рту.
Эта практика поможет связать ложку в руке с едой и, в конечном итоге, ребёнок попытается имитировать действия взрослого во время питания.
Исследования экспертов Американской академии педиатрии показывают, что малыши проводят много времени, глядя на руки взрослого в процессе еды. Так они учатся есть с ложечки. Кроме того, дети также смотрят на лицо родителя во время самостоятельных попыток есть (и мы неосознанно показываем им, что делать – открываем рот, когда подносим ложку к их лицу).
Ученые говорят, что дети также делают это, чтобы проверить, наблюдает ли взрослый за их поведением, пока они пытаются кормить себя с ложечки сами. Так что важно подбадривать ребёнка, когда он пытается есть самостоятельно, чтобы побудить его стараться лучше. Не забывайте также получать удовольствие от процесса и не очень беспокоиться о еде, которая разлетается вокруг и оставляет пятна. Когда ребёнок начинает есть сам, это серьезный шаг к самостоятельности!
Как справиться с беспорядком во время еды?
Приучать ребёнка к самостоятельному питанию может быть не самым простым делом, требующим массы терпения – но оно в итоге вознаградится! Заранее настраивайтесь на беспорядок и принимайте его как должное: все мы так ели в детстве.
Кроме того, игры с едой также будут непременной частью процесса. Вы можете частично контролировать беспорядок и игры, используя следующие лайфхаки:
- Надевайте на ребёнка нагрудник во время еды. Тканевые впитывают лучше, зато пластиковые легче мыть.
- Поставьте стульчик для кормления в месте, где легко убираться. Например, передвигайте его с ковра на кафельный пол во время питания ребёнка, чтобы было проще убрать его позже.
- Нарезайте еду на мелкие кусочки, чтобы малышу было легче ее брать и есть.
- Не реагируйте, когда ребёнок роняет еду или ложку. Не говорите ничего, не ругайте, не бросайтесь поднимать Ребёнок ошибочно воспримет это, как начало новой игры, и продолжит все радостно ронять. Держите запасную ложку под рукой.
- Не бросайтесь сразу вытирать разлитые жидкости и размазанную еду, дайте ребёнку закончить питаться.
Когда малыш уже начнет есть сам, все равно не оставляйте его одного без присмотра.
Во-первых, это поможет отслеживать опасность, что малыш подавится. В целом небольшие попытки подавиться нормальны – он только учится действительно всерьез есть твердую пищу. Повышенный рвотный рефлекс у маленьких детей – это естественная защита от удушья.
Во-вторых, важно также отслеживать, сколько ребёнок ест, сколько он может положить в рот, насколько он терпим к новым структурам и вкусам – например, кусочкам овощей в супе. Это подскажет, как его лучше кормить в будущем и избежать формирования избирательного аппетита из-за ошибок взрослых.
Ошибки при приучении к самостоятельному питанию детей
Что задерживает тот долгожданный момент, когда не надо будет больше возиться с ложками, а можно просто поставить перед ребёнком тарелку?
- Неправильное начало прикорма: о том, что надо делать, читайте в статье «10 экспертных советов по введению прикорма детям».
- Длительное кормление взрослым: чем дольше вы оттягиваете момент, когда малыш начнет самостоятельно размазывать пюре по столику, тем труднее будет приучить ребёнка. И хотя желание сделать все быстро и чисто вполне понятно, так родители оказывают сами себе медвежью услугу.
- Кормление как развлечение: со сказками, мультфильмами и так далее.
- Насильственное кормление: оценивайте трезво, сколько ребёнок должен есть в его возрасте, и не старайтесь заставить доедать все. Помните, что, как и у взрослых, у детей бывают периоды повышенного и пониженного аппетита, и это нормально.
- Отсутствие примера: если дети не видят, как едят родители, они дольше осознают процесс питания. Кроме того, старайтесь есть вместе с ребёнком еще и для того, чтобы он лучше кушал: исследования российских ученых доказывают, что в семьях, где дети видят здоровый аппетит родителей, малоежки и привереды встречаются в два раза реже.
О других ошибках, которые также приводят к нарушениям аппетита и пищевого поведения, читайте в статье «Ребёнок-малоежка: что делать, если дети плохо едят?».