Связь между туберкулезом и COVID-19 обозначилась еще в первые месяцы пандемии. Анализ географии заболеваемости коронавирусной инфекцией натолкнул ряд ученых на мысль о том, что прививка БЦЖ (от туберкулеза) защищает людей от заболевания COVID-19. Эту идею довольно быстро опровергли и на некоторое время о ней забыли (но не все).
По мере накопления данных по атипичной пневмонии, вызванной вирусом SARS-CoV-2, то есть по COVID-19, пристальное внимание врачей и ученых было обращено и на другие заболевания дыхательных путей, по своим проявлениям похожие на коронавирусную инфекцию. И туберкулез естественно тоже оказался в зоне интересов медиков.
Что сегодня нам известно о туберкулезе во времена пандемии COVID-19, разбирался MedAboutMe.
Туберкулез или COVID-19?
Начнем с того, что и туберкулез, и COVID-19 — это инфекционные болезни, передающиеся воздушно-капельным путем и поражающие легкие, поэтому они могут иметь сходные проявления. А это означает, что даже в разгар пандемии коронавирусной инфекции при появлении симптомов заболевания дыхательных путей не стоит сразу исключить вероятность туберкулеза.
Общие симптомы для COVID-19 и туберкулеза: кашель, слабость, лихорадка.
По каким симптомам туберкулез отличается от COVID-19?
- Туберкулез в отличие от коронавирусной инфекции обычно развивается постепенно, на протяжении длительного времени (что не исключает возможности и острого течения заболевания, но таковое встречается намного реже и даже в этом случае развивается не так быстро, как COVID-19).
- Кашель при туберкулезе длится более двух месяцев, мокрота содержит слизь и иногда следы крови. При COVID-19 кашель сухой, особенно на первых порах.
- При туберкулезе также наблюдается потеря аппетита и заметная потеря веса больным, но не меняются обоняние и вкус. При COVID-19 частичная или полная потеря вкуса и обоняния встречаются в 60-70% случаев.
- Еще один характерный признак туберкулеза — ночные приступы озноба и жара и повышенная потливость. При COVID-19 часто наблюдаются суточные скачки несбиваемой температуры от субфебрильной до фебрильной, но без повышенной потливости.
- По оценкам ВОЗ, микобактерию можно обнаружить у 1,8 млрд человек, живущих на нашей планете. У большинства она никак не проявляет себя.
- Каждый год врачи во всем мире диагностируют около 10 млн новых случаев туберкулеза, болезнь ежегодно уносит жизни 1,5 млн человек.
- Что касается COVID-19, то на конец декабря (то есть за весь 2020 год) во всем мире было зарегистрировано почти 72 млн людей, инфицированных коронавирусом SARS-CoV-2, из которых более 1,6 млн умерли от COVID-19.
Коинфекция туберкулеза и COVID-19
Сегодня точно известно, что обе инфекции могут поражать человека одновременно, и это утяжеляет его состояние.
По данным исследования южноафриканских ученых, имеющийся и перенесенный ранее туберкулез увеличивает риск смерти пациента с COVID-19: в 2,7 и 1,51 раза, соответственно.
Эти данные коррелируют с результатами наблюдений ученых с Филиппин, которые рассчитали, что риск гибели человека с туберкулезом, заболевшего COVID-19, увеличивается в 2,17 раза по сравнению с шансами пациента с коронавирусной инфекции без туберкулеза в придачу. Также филиппинские исследователи утверждают, что вероятность выздоровления от COVID-19 у туберкулезных больных на 25% меньше при более длительном периоде лечения и реабилитации.
Эксперты из GTN (Global Tuberculosis Network) представили данные, полученные при наблюдении за небольшой выборкой (49 пациентов) с туберкулезом в анамнезе и с коинфекцией COVID-19 из 8 стран, в число которых вошла и Россия. Оказалось, что COVID-19 в случаях коинфекции этих двух болезней чаще (в 53% случаев) диагностируется у людей, перенесших туберкулез. При этом у 28,5% пациентов коронавирусная инфекция присоединилась к имеющемуся туберкулезу, а в 18,3% случаев оба заболевания были диагностированы в течение одной недели. В результате коинфекции 42% (85,7%) больных вылечились полностью от активного туберкулеза, а 7 человек (14,3%) получили осложнения, связанные с болезнью.
Ввиду повышенной опасности коинфеции, по мнению экспертов из Минздрава РФ, ее следует исключать еще на этапе диагностики COVID-19, то есть проводить тестирование и на коронавирусную инфекцию, и на туберкулез, в том числе и в латентной форме.
У COVID-19 и туберкулеза есть даже общие факторы риска: сахарный диабет и курение. Помимо этого, вероятность заболевания туберкулезом увеличивается при коинфекции с ВИЧ, при алкоголизме и недоедании (а для СOVID-19 один из факторов высокого риска – ожирение).
Туберкулез после COVID-19
Итак, туберкулезом можно переболеть до COVID-19, во время, а также после. Во всех случаях риски для больного повышаются.
Во Временных рекомендациях Минздрава РФ (версия 10) отмечается, что если у пациента с латентным (скрытым) туберкулезом на фоне коронавирусной инфекции выявляются лейкопения (патологическое уменьшение количества лейкоцитов) и лимфопения (патологическое снижение количества лимфоцитов), то такой больной входит к группу риска перехода «спящей» туберкулезной инфекции в активную фазу. Напомним, что, по данным ВОЗ, туберкулез в скрытой форме есть у почти трети населения планеты.
Сегодня собрано уже достаточно свидетельств, что у значительного числа людей, переболевших COVID-19, в тканях легких формируются участки фиброза. Даже если эти люди до заражения коронавирусной инфекцией не болели туберкулезом, после ковидного поражения легких они входят в группу повышенного риска его развития.
- Перепутать COVID-19 и туберкулез довольно сложно.
- Но это не мешает обоим заболеваниям протекать параллельно, существенно ухудшая состояние человека и снижая его шансы на выживание.
- На фоне заражения COVID-19 у человека может активироваться туберкулезная инфекция, до того находящаяся в латентном состоянии.
- После перенесенного COVID-19 в среднетяжелой и тяжелой формах участки фиброза в легких также становятся очагами повышенного риска активного размножения палочки Коха и заболевания туберкулезом.
- Меры профилактики для обеих инфекций одинаковы: мытье рук, ношение маски в общественных местах и соблюдение социальной дистанции.