Увеличить грудь, удалить жировые отложения, сделать губы более пухлыми и выразительными, скорректировать форму глаз и носа? Сегодня изменить внешность несложно, были бы деньги. И все операции и уколы — исключительно во имя красоты, а как иначе?
Во имя той же красоты в течение почти тысячи лет китайским девочкам бинтовали ноги, чтобы добиться маленького размера и изящества. Ведь только так можно было избежать бедности и удачно выйти замуж. И до сих пор многие думают, что «лотосовые ножки» были капризом самих дам, не вызывающим особых неудобств. MedAboutMe рассказывает жестокую правду о том, как совсем маленьких детей калечили в угоду мужскому сладострастию и канонам красоты.
«И маленькая ножка!..»
Россия тоже не избежала предпочтений в размерах ступни, тот же Пушкин, описывая признаки красавиц, неизбежно упоминал «маленькую ножку». Но если на Руси было несложно скрывать ноги под длинными юбками, показывая поклонникам только кончик туфельки, то в Китае все было намного драматичнее.
Причина избыточного внимания к размеру ноги в Китае скрыта легендами. То ли танцовщица императора по имени Ю сделала себе мини-туфельки из золотых лотосов и перебинтовала ноги, чтобы казались меньше, то ли танцевала юная дама для императора меж лотосов, важен лишь результат. Более тысячи лет тому назад любовь знати к маленьким ступням стала настолько велика, что крошечные ножки стали означать принадлежность к слою элиты. А со временем традиция бинтования ступней распространилась на все слои населения.
Самый первый вопрос, который задавали свахи родителям невесты, был о размерах ступни. Ничто более так не волновало будущих мужей, ни красота, ни образование, ни манеры. Считалось, что большие ноги могут быть только у простолюдинок, которые все дни напролет проводят в полях. А у знатных дам ножки не растут сами.
До нас дошло эссе с описанием 58 разновидностей ножек «дамы-лотоса», и каждая разновидность оценивалась по шкале из 9 баллов. К примеру, существовали типы «лепесток лотоса», «китайский каштан», «молодая луна», «бамбуковый побег»… Как дополнительные характеристики ножек автор выделял мягкость, изящество, пухлость. Так, «божественными» считались ступни в высшей степени пухлые, изящные и мягкие, «дивными» — слабые и утонченные, а «неправильными» он называл ступни с большой обезьяноподобной пяткой, которая «давала возможность карабкаться».
В этом трактате есть и совет для мужчин: никогда не снимать бинты со ступней, чтобы взглянуть на обнаженные ноги. Если это правило нарушить, чувство прекрасного неизбежно будет оскорблено.
Вечная боль во имя красоты
Оптимальным возрастом для начала бинтования ног считали 4 года. А чтобы начинать процесс преображения ступни, звали родственницу женского пола. Матерей считали «неподходящими» для бинтования, так как те могли пожалеть ребёнка и «испортить» ноги недостаточной жестокостью. «Мать не может одновременно любить и дочь, и ее ногу».
Создание лотосовых ножек требовало значительных усилий. Все пальцы, кроме большого, заламывали вниз, к ступне, и туго перебинтовывали, чтобы кости не могли расти. Бинты пропитывали кровью животных и вытяжками из растений, поверх надо было надевать туфли, и так ходить по 5 км в день, чтобы ткани деформировались.
Каждые 2 недели жесткие туфли заменяли на меньший размер. Удачным считалось отмирание тканей, у детей отсыхали и отваливались пальцы без достаточного кровоснабжения, кости ступни были изломаны, порой начиналась гангрена, развивался сепсис, наступала смерть. В состоятельных семьях процедуру бинтования повторяли ежедневно, заменяя полоски ткани свежими и омывая ноги. В бедных это делали раз-два в неделю. И так — до конца жизни, бинты не позволялось снимать даже на ночь. До сих пор в Китае существует поговорка «зловонный, как бинт с ног старухи».
Лицемерное отношение мужского общества к этой традиции подчеркивалось не только трактатом о «божественных» и «дивных» ногах, которые не стоит видеть обнаженными, чтобы не оскорбить эстетическое чувство. «Лотосовыми ножками» восхищались, воспевали малюсенькие следы на снегу, а запрет на «раздевание» таких ступней только подстегивал интимные фантазии. Согласно поэтическим канонам, крошечные, тонкие, остроносые, мягкие ступни были еще и… ароматными.
Какой на самом деле аромат был у гниющей плоти, представить несложно. Так что фантазии расцветали там, где мужчины предпочитали не слышать крики дочерей и видеть страдания жен, не способных даже ходить самостоятельно на искалеченных ногах.
В результате длительных страданий рост ног останавливался, сами они выгибались, оставшиеся в целых пальцы оказывались навсегда прижаты к ступням, буквально врастали в них. Кожа высыхала, трескалась, постоянные инфекции были спутником вожделенных красавиц. В обязанность им, кстати, вменялось не только всегда носить бинты и туфли, но и не шевелить ногами даже во время отдыха, а при ходьбе не поднимать палец и не ослаблять пятку. Если, конечно, обладательница «лепестка лотоса» могла ходить.
Размер ножек в итоге был от 7 до 10 см, больше — позор и для самой девушки, и для жалостливой матери. Для лучшего понимания: 7 см — это половина длины айфона. В музеях можно увидеть туфли для этих ног, они напоминают кукольную обувь, а не что-то пригодное для взрослых женщин. Самостоятельная походка была неуверенной, колеблющейся, что считалось признаком особой привлекательности и желанной слабости дамы. Впрочем, ходить самим женщинам приходилось редко, ведь маленькая искалеченная ножка обеспечивала пропуск в мир знати, где дамам полагались носилки.
Медики считают, что особую привлекательность и желанность дам маленькая ножка обеспечивала и благодаря изменениям мышечного каркаса тела. В процессе «подгонки» размера ног девочек и девушек заставляли ходить, центр тела неизбежно изменялся, в большей степени были задействованы мышцы ягодиц и малого таза. Так возникали «пухлые сладострастные бедра» и развивались интимные мышцы влагалища.
«Я жалею, что не могу танцевать»
С традицией неоднократно пытались бороться, однако она неизбежно возвращалась. Ее поддерживали и элита, и нижние социальные слои Китая — несамостоятельная, слабая жена-игрушка была признаком состоятельности мужа, и маленькая забинтованная нога демонстрировала это состояние всем окружающим. В 19-м столетии «лотосовыми ножками» могли похвастаться абсолютно все представительницы элиты и каждая вторая китаянка из среднего и низшего социального слоя. Всего же по оценкам историков более миллиарда женщин в Китае были искалечены в угоду канонам красоты.
Окончательно запретить бинтование удалось только коммунистам. Падение последней императорской династии и смена власти привели к отмене традиции уродовать ноги. Хотя в Китае до сих пор живы несколько женщин с крохотными ступнями.
Чжоу Гуйджэнь, одна из последних женщин с «лотосовыми ножками», сожалеет, что не могла танцевать и даже нормально ходить. Если бы у нее был шанс прожить жизнь еще раз, она ни за что бы не согласилась с бинтованием.
Давление общественных канонов красоты было настолько сильно, что не только родители калечили своих дочерей, но и некоторые девушки, желая «выбиться в люди», сами решались бинтовать ноги в подростковом возрасте. Уменьшить ногу до «божественных форм» уже не получалось, но немного повысить свой социальный статус они могли. Сегодня в Китае ноги уже не бинтуют, зато очень популярны пластические операции у детей: им изменяют разрез глаз, форму носа и скул. Считается, что все это для счастья ребёнка: девочкам так легче выйти замуж, мальчикам — получить образование и найти престижную работу.
С момента, когда один китайский император объявил крошечную ножку эталоном красоты, прошло тысячелетие. Но и сегодня мы верим, что женское счастье и обеспеченное будущее зависят от внешней привлекательности, объёма груди, талии, формы губ и носа. И женщины готовы идти на различные мучения, чтобы стать красивее. Хотя пластические операции и не требуют пожизненного бинтования, основная цель остается неизменной — надо соответствовать эстетическим канонам, принятым в обществе.