Через несколько дней наступит лето. Мы потеряли эту весну, но может быть хоть лето порадует нас не только отсутствием необходимости включать обогреватель, но и, наконец, свободой передвижения и дыхания? Надежда на то, что эпидемия летом прекратится, и мы вернемся к обычной жизни, все еще теплится у граждан, которым уже порядком надоело бояться и носить маску. Обоснованы ли наши чаяния и что говорят специалисты по поводу сезонности пандемии коронавируса, разбирался MedAboutMe.
ОРВИ: от сезона к сезону
В нашей стране ярко выражена сезонность простудных заболеваний. Чихающие люди с красными носами и слезящимися глазами окружают нас, начиная примерно с конца осени и до середины весны. Это настолько «нормальное» явление, что на эту сезонность ориентированы и средства массовой информации, и разнообразная реклама БАД и прочих средств.
Действительно, эпидемии простудных вирусов сходят на нет в летние месяцы. Ученые объясняют это более высокой температурой воздуха, повышенной влажностью и более активным солнцем. Еще один важный фактор уменьшения распространения инфекции – летние каникулы: дети, которые во время учебного года являются одними из основных «спредеров» вируса, летом перестают собираться в постоянные группы-классы, где происходит интенсивный обмен инфекциями.
Причины прекращения распространения инфекции могут быть и другими, приводя, тем не менее, к регулярным эпидемиям. Так, в период с 1793 по 1905 год на юге США было зарегистрировано 9 эпидемий желтой лихорадки – опасного вирусного заболевания, которое распространяется при помощи комаров Aedes aegypti. Самая катастрофическая вспышка заболеваемости случилась летом 1878 года, когда заболели около 100 тысяч человек, а умерли – почти 20 тысяч. Тщательный анализ данных показал истинную причину вспышек – течение Эль-Ниньо, которое с определенной периодичностью вызывает значительное увеличение осадков и повышение температуры воздуха в южных штатах США. Это приводит к резкому росту численности комаров – и, как результат, к вспышке желтой лихорадки. В 1911 году эпидемии сошли на нет, потому что, благодаря инновациям в области водоснабжения, люди перестали хранить дождевую воду в бочках и цистернах рядом с домами. У комаров резко сократилось количество мест для размножения – эпоха эпидемий закончилась.
Можно ли надеяться на то, что и коронавирус окажется таким же вирусом, который боится лета и предпочитает осенне-весенний сезон?
Коронавирус SARS-CoV-2 и погода: была ли надежда?
Изначально надежды на то, что коронавирус, словно грипп, практически исчезнет по мере приближения лета, были довольно слабыми.
Во-первых, у человечества уже есть опыт общения с эпидемическими коронавирусами. Вспышка MERS-CoV 2012-2013 года разразилась на Аравийском полуострове, где на тот момент температура воздуха достигала 45°С.
Во-вторых, в случае коронавируса SARS-CoV-2 речь идет о зоонозной инфекции. А опыт борьбы с другими зоонозными заболеваниями – лихорадкой Эбола или пандемическими штаммами вируса гриппа показывает, что их распространение отличается непредсказуемостью.
Наконец, в-третьих, как мы сегодня видим, инфекция не пощадила ни одну страну мира – она успешно распространяется в Иране и в Австралии (где еще недавно было жаркое лето).
Несмотря на эти моменты, люди лелеяли надежду, что жаркое лето очистит воздух от заразы, и можно будет наконец вдохнуть полной грудью.
Распространение SARS-CoV-2: реальность
На днях команда швейцарских ученых из Applied Health Research Centre в Цюрихе обнародовала результаты крупного исследования, в ходе которого было проанализировано распространение коронавируса в 144 геополитических зонах мира, кроме Китая, Южной Кореи, Ирана и Италии. Всего исследование объединило данные по 375,6 тысячи лабораторно подтвержденных случаев COVID-19. Ученые обращали внимание на рост заболеваемости, а также на изменение температуры, влажности, открытие и закрытие школ, введение других ограничений и социального дистанцирования. Наблюдения проводились в период с 7 по 13 марта 2020 года, полученные данные с учетом инкубационного периода сравнивались с данными по количеству зараженных в период с 21 по 27 марта.
Оказалось, что ни географическое расположение страны, ни температура воздуха не влияли на распространение вируса и показатели заболеваемости. Слабую зависимость обнаружили в отношении влажности воздуха, но, судя по расчетам, этот показатель играл незначительную роль. Самыми значимыми факторами, влияющими на заболеваемость COVID-19 оказались вовсе не погодные данные, а меры по ограничению распространения вируса: запрет на массовые собрания, закрытие школ и введение социального дистанцирования.
Выводы, к которым пришли ученые, подтверждаются данными китайских исследователей, проводившими сходное исследование в 224 городах страны в период с января по начало марта. Было показано, что распространение коронавируса практически не меняется при колебаниях температуры и влажности, а также под воздействием солнечных лучей.
Тем не менее, дальнейшие наблюдения показывают, что разница в течение эпидемии в разных регионах мира все-таки имеется. Эту разницу можно отследить, наблюдая за распространением вируса в планетарных масштабах: в странах, расположенных посередине континентов, пандемия протекает не столь разрушительно, как на побережьях. Менее активно вирус также распространяется в государствах, расположенных ближе к полюсам планеты.
Сезонность у нас есть там, где есть сезоны. Чем более выражена сезонность климата, тем более заметны колебания активности коронавируса. Речь идет о странах с континентальным климатом, сухим и жарким. В странах, расположенных на северных и на южных широтах, вирус «утаптывается» быстрее, чем в государствах, расположенных ближе к экватору. Хорошо выражена сезонность в центре больших массивов суши (где-нибудь в Центральной Канаде или в Центральной России). На побережьях США – западном и восточном – сезонность вируса выражена намного слабее, это заметно и на вирусе гриппа.
Лето и пандемия: чего ждать?
Популярно мнение, что вирус боится солнечных лучей, поэтому достаточно просто больше гулять на солнце — и защита тебе обеспечена. Это так и не так. Действительно, для коронавируса губительны ультрафиолетовые лучи длиной 254 нм. Но ультрафиолетовое излучение диапазона 280-100 нм (UVC) практически полностью фильтруется атмосферой Земли – и это очень хорошо. Потому что УФ-лучи длиной 254 нм опасны не только для коронавируса, но и для нас – они проникают в ткани кожи и разрушают их, способствуя развитию рака. А менее опасные UVA- и UVB-лучи при кратковременном облучении не представляют угрозы ни для нас, ни для вируса.
Нет, конечно, при длительной экспозиции вирус погибнет – если продержать его под лучами солнца несколько часов. Но и человеку при этом будет нехорошо. Это, кстати, также говорит о бессмысленности «прожаривания» использованных медицинских масок на солнышке в течение даже часа-двух. И уж совсем бесполезно выкладывать их на застекленный балкон или на подоконник при закрытых окнах – последние не пропускают еще и UVB-лучи.
Но солнце способствует выработке витамина D в коже человека. А витамин D, хоть и не защищает от коронавируса, но снижает риск развития тяжелых осложнений COVID-19 – речь идет о цитокиновом шторме и остром респираторном дистресс-синдроме. Так что гулять на солнышке полезно, и чем больше этого делать — тем лучше для человека. Поэтому в плане солнца лето, конечно, нам поможет пережить пандемию, но не справиться с вирусом, увы.
В остальном следует придерживаться противоэпидемических мер, которые уже доказали свою эффективность: социальное дистанцирование, ношение масок, отказ от массовых сборищ. Сегодня эти меры остаются самыми эффективными для снижения скорости распространения вируса среди населения.