26.08.2016 6445

Лекарства без пользы: обман во благо?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

В медицинском профессиональном сленге прижилось и даже стало модным словечко «фуфломицин» — так врачи называют препараты, не приносящие пациентам реальной пользы.

Профессор Василий Власов, президент Общества специалистов доказательной медицины, приводит ужасающую цифру: «Из десяти самых продаваемых в российских аптеках лекарств только у двух эффективность безусловно доказана».

Полезность остальных снадобий из этой группы лидеров, по мнению профессора Васильева, под большим вопросом, некоторые препараты из этой десятки он называет «откровенным мусором».

«Ужасная ситуация, — считает доктор Власов. — Наше общество недостаточно разумное!»

Уважаемый Василий Викторович, увы, прав — в вопросах здоровья люди были легковерны во все века.

Иллюстрация тому — старый анекдот про то, как мошенник продавал на рынке козий помет, называя его лекарством от глупости. А когда покупатель, попробовав снадобье на вкус, воскликнул: «Это навоз!», ушлый ловкач, ничуть не смутившись, тут же заявил: «Вот ты и поумнел, эффект налицо!»

Плацебо — польза и вред

Плацебо — польза и вред

Если заглянуть в историю медицины, то среди снадобий, которые назначали своим пациентам врачи, были такие лекарства, которые мы сочтём ужасными: кровь летучей мыши, мозг черепахи, порошок из берцовой кости казненного преступника.

В древнем Китае, например, список лекарств насчитывал свыше двух тысяч весьма экзотических препаратов. У египтян во времена фараонов перечень был тоже солидный — около семисот. Так что выбор лечебных средств у медиков той поры был весьма внушительным. На первый взгляд многие из тех снадобий кажутся бредом — например, лечение экскрементами животных, но ведь такое случалось не только в анекдотах. Даже великий средневековый врач Авиценна в своих трактатах описывал кал птиц и зверей как лечебное средство.

Ну, а сейчас неутомимый телевизионный знахарь Малахов вовсю пропагандирует уринотерапию и находит себе тысячи сторонников: люди склонны верить в то, что им говорят с экрана.

Как ни странно, некоторым из них моча и прочие подобные «лекарства» помогают. Сейчас причина такого явления уже бесспорна — это самовнушение, которое медики называют эффектом плацебо. Давно проверено: если группе больных дать таблетку-пустышку, назвав её новейшим препаратом от измучившей их хвори, то примерно у десяти процентов наступит улучшение. Механизм действия плацебо хорошо изучен: если человек искренно верит в то, что лекарство поможет, то в его организме вырабатываются эндорфины, появляется чувство бодрости, уходит боль.

Заслуженный врач России Евгений Михайлович Чучкалов, кандидат медицинских наук, в прошлом фронтовой хирург, рассказывал мне, как в войну он и его коллеги пользовались эффектом плацебо:

«Когда заканчивались обезболивающие препараты, мы вводили раненым глюкозу, говоря им что это морфий. Такая вынужденная хитрость помогала на какое-то время справится с болью».

Лекарства-пустышки, которые основаны на этом эффекте, могут быть весьма полезны и в других случаях — врачи частенько назначают их настойчивым пациентам, которые склонны к самолечению. Но плацебо не могут излечить реальную болезнь, они приносят облегчение лишь на время. И это может обернуться вредом, когда время для начала эффективной терапии упущено.

Советские, а затем и российские наркологи до сих пор используют эффект плацебо, зашивая под кожу алкоголиков «торпеду» — препарат с якобы смертельно опасным веществом, которое отреагирует, если спирт попадёт в организм. В западной медицине такую тактику лечения алкоголизма давно считают бесполезной: решение бросить пить должно строится не на страхе, а быть осознанным. В пример приводят смерть великого советского актёра Владимира Высоцкого — он верил, что «торпеда» в его теле не плацебо, а настоящий яд. Когда Владимир Семенович нарушил запрет, то внушенный наркологом сценарий воплотился в реальность. Врач не учёл, что воображение у гениев, увы, границ не имеет.

Самовнушение — страшная сила. Именно оно заставляет россиян верить в то, что все настойчиво рекламируемые в СМИ препараты обладают лечебным эффектом. Впрочем, не только наших соотечественников — сомнительные таблетки продаются и в других странах.

«Эффективность около 90 процентов препаратов, которые продаются в мире, не доказана по современным стандартам, из них процентов семьдесят не обладают хоть сколько-то значимой эффективностью», — считает профессор Павел Воробьев, президент Общества фармаэкономических исследований, заместитель председателя Формулярного комитета Российской Академии Наук.

На сайте Формулярного комитета размещён огромный список лекарств, которые профессор Воробьев и его коллеги считают неэффективными. Попробуем отыскать истоки глобальной проблемы.

Представители фармацевтических компаний (на российском рынке сейчас присутствуют 1056 фирм-производителей лекарственных препаратов) когда на них наседают журналисты, на вопросы о сомнительной эффективности некоторых изделий отвечают неохотно. Аргумент у всех один, словно напечатанный под копирку: «Препараты, которые представлены в аптеках, прошли клинические испытания согласно законам тех стран, в которых идут их продажи и официально сертифицированы».

Однако, мало кто из российских пациентов знает, и даже не каждому из врачей известно, что, например, в США для того, чтобы ввести новое лекарство на рынок, нужны годы испытаний на тысячах пациентов. А у нас, в России достаточно описать дюжину-другую успешных случаев. В законе РФ «Об обращении лекарственных средств», к сожалению, не регламентированы объем и качество исследований. Принятый в 2010-м году в России в новой редакции «Закон об обращении лекарственных средств» так и не ввел строгие нормы клинических исследований, не сделал их соответсвующими международным стандартам.

Парадокс в том, что даже медицинские препараты, которые мировое врачебное сообщество признало неээфективными, в России не могут лишить государственной регистрации: закон распространяет такую «высшую меру» только на опасные для здоровья препараты. А бесполезные лекарства, как считают чиновники от медицины, могут причинить вред разве только что кошельку. К тому же попытка лишить пациентов, особенно пенсионеров, доступа к таким сомнительным препаратам как, например, спиртовая настойка боярышника, чревата социальным взрывом.

Лайнус Карл Полинг

Сила традиций и многолетней рекламы настолько велика, что даже современные исследования не могут опровергнуть некоторые мифы. Вспомним всеобщее увлечение аскорбиновой кислотой: считалось, что ежедневный прием витамина С поможет избежать не только простудных болезней, но и послужит для профилактики рака. Этот метод предложил и пропагандировал всемирно известный биохимик, дважды Нобелевский лауреат Лайнус Карл Полинг, он сам принимал три грамма аскорбинки в день. Но вышло так, что знаменитый учёный умер именно от рака. Проведенные недавно исследования витамина С двойным слепым методом с привлечением тысяч людей доказали, что регулярный прием этого препарата не помогает при лечении онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а наоборот, может оказывать негативное влияние. Но бесполезная аскорбинка до сих пор в аптеках — один из самых ходовых товаров. Кисленькая, как в нашем советском детстве, когда её продавали в уже развешанной по дозам в маленьких бумажных конвертиках. Вот только глотать витамин С каждый день врачи уже не советуют.

Золотое дно

Аптечный бизнес можно сравнить с золотым прииском — деньги текут к фармацевтам полноводной рекой. Даже в кризис покупателей у них не убавилось: на здоровье люди экономят в последнюю очередь. По данным аналитиков ЗАО «Группа ДСМ», объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в ценах закупки аптек в июне 2016 года увеличился на 2,5% по сравнению с маем и составил 47,9 млрд. рублей (с НДС).

Не нужно быть специалистом по рекламе, чтобы заметить, что доля пропаганды лекарственных средств на радио и телевидении составляет весьма значительный процент. На некоторых российских каналах до четверти рекламного времени куплено фармацевтическими компаниями. Правда, закон сейчас разрешает рекламировать в массовых СМИ лишь те лекарства, которые можно купить без рецепта врача, и БАДы, которые не являются лекарствами. Рецептурные препараты разрешено рекламировать только в закрытых специализированных медицинских изданиях.

Названия популярных лекарств, которые можно купить без рецепта, в России не звучат разве только из утюга, и отпечатываются в нашей памяти так крепко, словно их выжгли калёным железом на лбу. И мы, едва занедужив, идём в аптеку и требуем продать нам очередной «фуфломицин».

Любопытный эффект такой рекламы я наблюдал в Ивангороде, этот населенный пункт стоит прямо на границе с Эстонией. Так вот, по числу аптек Ивангород, в котором населения всего десять с половиной тысяч человек, держит первое место в России. Причина проста — сюда ездит за лекарствами русскоязычное население из соседней Эстонии. И не потому, что у нас некоторые препараты дешевле, и не только из-за того, что у нас куда больше лекарств продаётся без рецептов врача, чем в Евросоюзе. Секрет в том, что эстонские визитеры у себя дома смотрят российские телеканалы, не пропуская рекламу. Ну, а ещё дело в неискоренимой привычке к некоторым препаратам, ещё с советских времен.

Например, корвалол и валокордин в Европе уже не найти: доказано, что входящее в их состав наркотическое вещество фенобарбитал и изовалериановая кислота вызывают привыкание, слегка расширяют сосуды, успокаивают и усыпляют, но не лечат сердце.

Кстати, профессор Павел Воробьев, считает, что корвалол и валокордин вредят сердечникам — если выпить эти лекарства, то боль утихнет, а инфаркт настигнет во сне.

Коммивояжеры с таблетками

Коммивояжеры с таблетками

Причина популярности неэффективных препаратов кроется не только в активной телерадио рекламе. В девяностые годы и в начале нулевых ведущие мировые фармацевтические компании создали в России обширную сеть медицинских представителей, протаскивая на наш гигантский рынок даже сомнительные товары.

Ещё недавно профессия медпредставителя была в большой чести. Врачи помнят вереницы красивых женщин и мужчин, не уступающих по своим актерским данным звёздам Голливуда, которые буквально осаждали их кабинеты. Втирались в доверие коммивоя