Сегодня все больше заметна всеобщая человеческая усталость. Жители больших городов жалуются на депрессии, растет число сердечно-сосудистых и других нервных заболеваний. Психологи говорят, что мы разучились расслабляться даже тогда, когда у нас есть на это время. Это свидетельствует о назревших серьезных социальных проблемах. О том, как научиться переключаться с бешеного ритма жизни на отдых, научиться расслабляться и достигнуть внутренней гармонии MedAboutMe рассказал кандидат психологических наук, практикующий психолог и психотерапевт Алексей Шминке.
— Сегодня мы часто можем наблюдать, как за собой, так и за другими такую всеобщую усталость и напряженность. То есть речь о том, что зачастую, когда у человека появляется свободное время для отдыха, он не может полностью расслабиться и сидит как на иголках. По-вашему, с чем это связано и как научиться расслабляться в условиях современного суматошного мира?
— Я бы сразу сказал про отличия западного мира и России в этом контексте. Дело в том, что на Западе стратегия индивидуального успеха существует давно. То есть там человек может расслабляться у бассейна с коктейлем и параллельно вести переговоры по телефону. Он полностью расслаблен, но готов в любой момент мобилизоваться.
А в традиционной советской России, откуда мы все родом, так или иначе, была строгая локализация периодов напряженной работы и расслабления, частной жизни. То есть проблема вот этого структурирования времени — это очень важная психологическая проблема. В постсоветском пространстве жесткая регламентация пропала и все как-то смешалось. Мы еще не успели привыкнуть к тому, что сами можем планировать время, поэтому находимся в постоянном напряжении.
У наших людей нет внутренней свободы. Для того, чтобы работать они все время должны быть включены в определенном режиме в определенную ситуацию. Поэтому это нужно поддерживать своей тревогой и внутренней напряженностью. То есть они даже не внешней средой напрягаются, а внутри себя. Не осмыслив этого процесса, не научившись владеть хотя бы своим временем, научиться расслабляться довольно сложно.
— И как этому научиться? Можно ли заиметь какой-то волшебный внутренний тумблер, который переключал бы тебя между мобилизованным рабочим состоянием и состояниям расслабления, когда ты не дергаешься по мелочам?
— По щелчку это делать практически невозможно. Проще, если ты занимаешься каким-то физическим трудом. Например, ты вырастил помидоры и знаешь, что отвезешь их завтра на рынок, а там хотя бы что-то, но продашь. Тогда понятно, что сделал работу, переключился и забыл до завтра. Если же ты планируешь дальше, чем на день, то, так или иначе, подстраиваешь под себя социальную среду. То есть выстраиваешь определенную систему контактов. И вот создание этой среды, как раз и порождает внутреннее напряжение. Чтобы это минимизировать, должна быть четко продуманная и построенная система своих внутренних ценностей, ради которых ты делаешь шаги. Нужно выстроить сначала какую-то структуру своих нужд, а потом создать регламентацию, разбить личное время на зоны.
— Но проблемы-то никуда не денутся. По-вашему эта регламентация поможет научиться расслабляться?
— Проблема сама собой не отпадает, но облегчается. Если ты принимаешь решение, у тебя, по крайней мере, есть понимание того, от чего себя нужно отпустить внутри. Если личное время не структурировано, а у большинства людей это так и есть, то это будет сделать сложно. Нужно понимать, что все время твоей жизни — это твое личное время. И какую его часть ты отводишь на ту или иную деятельность, решать тебе. Ты можешь свободное время наполнять, чем хочешь. Здесь нельзя ничего порекомендовать. Но еще раз повторюсь, что перед этим нужно определиться с системой ценностей и приоритетов. Это терапевтическая штука. Терапевт с клиентом всегда сначала проговаривает систему ценностей, для чего он что-то делает. Как только наступает некоторая упорядоченность, можно работать дальше. Можно заниматься хоть суфийскими практиками, хоть даосизмом, чем угодно. Главное, чтобы это приносило умиротворение. Сегодня мы можем наблюдать множество адептов тех или иных учений. Но, к сожалению, это зачастую понты. То есть человек знает все практики, но концентрируется на форме, а не на содержании. То есть он также напрягается, показывая другим свое умение, не достигая расслабления.
— Хорошо, а что делать с внешними раздражителями, когда тебе нужно думать об ипотеке, кредитке, страховке на машину, алиментах, да о чем угодно? Мы же в современном мире постоянно окружены этими мелкими факторами, которые заставляют нас дергаться. От этого тоже абстрагироваться?
— Если ты начинаешь заботиться о расслабленности, ты начинаешь избавляться от кучи ненужных ценностей. Есть мировая практика. Для того чтобы не дергаться, буддизм, даосизм, христианство, побуждают отказываться от максимального количества вещей, как ценностей. Чем от большего ты избавишься, тем меньше ты будешь по этому поводу вспыхивать и напрягаться. Но с другой стороны, эта технология не побуждает человека чего-то достигать. Поэтому палка о двух концах. Я бы предложил стремиться к внутренней гармонии. То есть развивать свой внутренний мир, увидеть ценность в этом.
Чем богаче внутренний мир и меньше потребность в социальных ценностях, тем человек меньше напрягается. Тем меньше потребность в материальных показателях своего успеха.
— Все это звучит хорошо, но мы знаем массу примеров, когда человек зависим от работы, например. Она ему не нравится, она скучная, начальник — тиран, но бросить ее страшно из-за неизвестности, что будет дальше. Такой тупик получается. Как быть в этой ситуации?
— Никак. Помирать от сердечных и нервных болезней! На самом деле, конечно, нет. Нужно работать над собой. Любое занятие структурированием времени — это работа. Если ты не хочешь этим заняться, то так и будешь жить в напряжении и неопределенности. Крутится колесо обязанностей, и каждая из них подводит тебя к следующей. Так что нужна большая духовная работа, она требует усилий, понимания того, что тебе важно. А переделка себя — это принятие набора внутренних решений по поводу ценностей. Если внешнее напряжение влияет на мое внутреннее состояние, то сделать нельзя ничего. И наоборот. Как только я научусь внутри себя устанавливать гармонию, внешняя среда перестает на меня так сильно воздействовать.
— Многие говорят, что процесс гармонизации нужно начинать именно с внешнего режима. Правильно питаться, вовремя ложиться спать, заниматься спортом. То есть именно распорядок дня порождает внутреннюю гармонию. Вы согласны с этим мнением?
— На самом деле жесткий регламент нужен детям определенного возраста, чтобы они научились что-то ценить в этой жизни. Дай волю моему внуку, он весь день будет играть в компьютерные игры. То есть если не придерживаться какого-то режима, то и систему приоритета ценностей выстроить будет сложно. У взрослых все наоборот. Нет смысла давать советы, как структурировать свой регламент неизвестно подо что. Прежде должна быть работа по построению своего внутреннего мира. Нельзя ее построить путем внешнего изменения ценностного регламента. Я хочу сказать, что когда ты знаешь, чего хочешь, тогда распорядок дня, режим, образ жизни, сформируются сами собой.
— Есть распространенная версия, что в современном мире, люди становятся одиночками, разрушается самое ценное — семейные связи. От этого учащаются депрессии, появляется раздражительность, тревоги, человек подсознательно ощущает себя беззащитным. Как вы думаете, насколько институт семьи, круг родных и близких может помочь почувствовать человеку себя спокойнее?
— Ну, если родные для тебя — это та составляющая, которая в системе ценностей находится не на последних позициях, то это, несомненно, способствует гармонии. Если ты духовно заботишься об этом, вы разделяете общие ценности, это может быть местом расслабления. Если же у вас субъектно-объектные отношения, когда ты смотришь на близкого, как на объект, который нужно накормить, обуть, одеть, то это наоборот раздражающий фактор. Ни о какой гармонии, конечно, речи идти не может.
— Я много слышал о том, что сегодня набирают популярность различные медитативные практики. Но в современном мире это выглядит несколько диковато, как привет из прошлого. Сидеть, условно говоря, в саду камней часами и смотреть на булыжники. Вообще медитация, как-то может быть адаптирована к сегодняшнему дню?
— Все это довольно индивидуально. Вот спросить, например, можно ли курить во время медитации? Ответ, конечно отрицательный. А если спросить, можно ли медитировать, куря сигарету? Почему нет? Можно, если это помогает абстрагироваться, расслабиться и привести мысли и чувства в порядок. Главное не медитация даже, а то, что тебе какая-то деятельность приносит тебе удовольствие и расслабление. Чем больше видов деятельности помогают тебе достичь гармонии, тем лучше. Если еще научиться извлекать из этого деньги, будет вообще идеально.
— А психолог может вообще помочь человеку справиться с проблемой достижения гармонии и расстановки приоритетов, как вы говорите?
— Беда в том, что многие психологи сами не могут определиться. Нужно искать не психолога, а учителя. Но обычно люди в этой ситуации идут в церковь. Правда, церковь — это тоже такой же социальный институт, который гонит человека, туда, куда нужно именно церковному учению. Также, условно говоря, как банкиры, которые выдают вам ипотеки и кредиты, заставляют вас бегать по кругу в заданном направлении, чтобы вы приносили деньги вполне определенным людям. Я думаю, что человек должен сам зажечь собственную лампу внутри себя. К сожалению, такие люди часто кажутся другим чудаками или юродивыми. Но эти люди много от чего отказались и построили собственную внутреннюю гармонию. У них есть понимание того, что им нужно, а что нет.
— Так что в итоге делать, чтобы избавиться от постоянного невроза и научиться расслабляться?
— Нужно определиться, разобраться в себе. Понять, что вокруг нас масса мелких незначительных проблем и вещей, на которых не нужно зацикливаться. Если у тебя есть цель и выстроена система ценностей, то не обращать внимания на мелочи, не париться по их поводу, гораздо легче. Остальное уже приложится. Внутренняя гармония распространится и на внешний мир.