Каждые полчаса в России пропадает ребёнок. 4-х детей из всех, пропавших за один день, никогда уже не найдут живыми. В каждом втором случае причина пропажи — похищение. Страшно жить, страшно ходить по улицам, а значит, надо учить ребёнка правилам безопасности? Учить надо, вот только не так, как это обычно делают родители. MedAboutMe рассказывает, почему запугивание детей не срабатывает, и как на самом деле объяснять малышам и подросткам про опасность и способы ее избежать.
90% детей уходят с незнакомцами
Вы считаете, что ваш ребёнок точно не станет разговаривать с незнакомцем, не пойдет смотреть котика или показывать, где находится магазин? Если это правда — то он один из 10 детей, который сможет противостоять похищению. Остальные пойдут за зовущим. Эксперименты показывают: у даже самых уверенных родителей, потративших немало времени на обучение, дети уходят с незнакомцами в считанные секунды.
Волонтеры поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» провели целую серию экспериментов в самых разных городах России — от мегаполисов до небольших селений. Результаты шокируют: 9 из 10 детей самого разного возраста, от малышей до подростков, можно увести за несколько секунды.
Эксперимент проводили, конечно, только с согласия родителей. Взрослые находились рядом с ребёнком младшего возраста, только немного отходили в сторону. Волонтеры-незнакомцы предлагали купить ребёнку мороженое, велосипед, посмотреть котенка, показать им дорогу… Традиционные «завлечения», о которых многим детям родители сообщали не раз, по-прежнему работают, несмотря на старания родителей.
Второй вывод по итогу серии экспериментов: окружающие взрослые не реагируют, если ребёнок спокойно уходит с незнакомцем. Никто не бросается выяснять, что это за дядя, куда он ведет ребёнка. А дети уходят…
Почему запугивание не работает?
«Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя брать конфетку, уходить с чужим дядей. Тебя могут украсть, это преступники!» Примерно так рассказывает большинство родителей детям об опасностях похищения. Что понимает ребёнок?
«С незнакомыми людьми вообще нельзя никогда разговаривать. Даже здороваться нельзя, это опасно!»
- Так мы полностью изолируем ребёнка от всего окружающего мира, а заодно создаем постоянную стрессовую ситуацию. Он живет в страхе.
«Незнакомые — это те, кого я не знаю, и кто не знает меня.»
- Похищают «случайных» детей не так часто. Во многих случаях преступники заранее узнают имена ребёнка, его родителей, адрес, про подростков собирают информацию (нередко в соцсетях), чем они интересуются. В итоге к ребёнку подходит человек, который представляется: «Олег, я от твой мамы Марины, она тебя зовет», или рассказывает, что он работает в компании, обучающей программированию/умению вести свой блог/тренировать собак и т. д.
«С незнакомыми разговаривать никому нельзя, вот только мама с ними разговаривает.»
- Действительно, у ребёнка наступает путаница: вроде бы нельзя, а вроде бы можно. Взрослые и на остановке могут поболтать с «чужими», и дорогу показать. Так значит, разговаривать можно, только надо подрасти? А до какого возраста — ребёнок решит сам, может, чтобы почувствовать себя взрослым, и надо перестать бояться незнакомцев?
«Крадут детей преступники, они носят такую полосатую одежду и страшно выглядят.»
- Тут даже комментировать не надо. Преступником может быть и бабушка с сумкой, и тетя с котенком.
В случае опасности кричи!
Один из основных советов детям — если их кто-то чужой уводит, надо кричать. Рознятся фразы, например «Я не знаю этого дядю!» или «Пожар, помогите!».
Почему это вряд ли сработает?
Исследования показывают, что даже взрослые далеко не всегда могут кричать в критической ситуации. Более того, непросто определить, когда ситуация действительно становится критической. Ну а те, кто уводит детей, в публичных местах не прибегают к насилию, «утаскивая» детей только тогда, когда рядом — машина или тихое место. То есть, когда на крик в лучшем случае кто-то успеет обратить внимание, а вот среагировать и помочь — уже нет.
Правила поведения: учим конкретными примерами и словом «спасибо»
Основная схема безопасного поведения ребёнка, если к нему обращается с просьбой или предложением незнакомец, состоит из трех шагов.
- Откажись
В первую очередь это означает умение ребёнка отказывать взрослым. Если в семье строгие правила, если ребёнку не позволено прерывать разговоры взрослых, если родители не показывают своим примером, как спокойно отказывать незнакомцам, уже на этом этапе ребёнка будут ожидать большие проблемы.
Учите детей с самого раннего возраста обращаться к вам, если кто-то хочет угостить их конфеткой даже из самых лучших намерений. Показывайте, как вы реагируете, если кто-то хочет потрепать малышку за щечку, подержать на ручках. «Не надо, нам это неприятно», «Пожалуйста, не делайте так». Простыми словами без гнева, конфликта или излишних извинений, спокойно и уверенно надо показывать ребёнку, где границы допустимого, и что взрослым можно и нужно отказывать их нарушать.
- Отойди
Для начала надо понимать, на какое расстояние ребёнок в целом может допустить к себе незнакомца, а с какого момента надо отходить. 2-2,5 метра — это дистанция общения. Начертите две линии на улице или проиграйте ситуацию дома, поставив стулья. Взрослый приближается — ребёнок отходит.
Второй вопрос — когда отходить. Разговор ребёнка с взрослым может продолжаться около 5 секунд, дальше надо пресекать общение, выходя из зоны контакта. Детям, которые оказываются на улице без присмотра взрослых, надо донести простую информацию: за помощью нормальные взрослые к ребёнку не обратятся. Не попросят донести сумку, подержать котенка, пройти и показать дорогу.
В экспериментах, проводимых на тренингах безопасности, детям показывают поведение обычного взрослого. Если на улице есть выбор, к кому обратиться с вопросом или за помощью, взрослые обращаются к взрослым. Если же вокруг есть только дети, то взрослый максимум может задать простой вопрос «Где здесь магазин/номер дома» и удовольствуется при этом кратким ответом «Там», «Не знаю» и т. д. И не попросит проводить его до нужного адреса. Об этом надо обязательно знать всем детям.
Куда отходить? Это тоже важный момент. Если рядом школа — обратно в школу, и бежать бегом тоже можно, а порой и нужно. Домой, если подъезд нормальный, к бабушкам на лавочке, к группе других детей, в магазин. Обо всех таких возможностях ребёнок должен знать, чтобы не «отходить» в тихий и укромный уголок, где, по его мнению, легко спрятаться. Если же ребёнок пытается отойти от едущей рядом машины, то бежать надо в противоположную движению автомобиля сторону!
- Расскажи
Рассказать родителям о том, что случилось, надо. И основной момент — ребёнок не должен бояться рассказывать, даже если он нарушил правило разговора с незнакомцем, и ему пришлось убегать. Ругать нельзя.
Подростки должны слышать «спасибо, что предупредил» в любой ситуации — если они решили после школы пойти в гости/в кино, погулять вечером, сбегать в магазин. Ругать и запугивать тинейджера бессмысленно. Надо создать правило, при котором все в семье предупреждают, если задерживаются на работе, у друзей, и слышат в ответ «спасибо». Так вы повышаете шансы на то, что подросший ребёнок, решивший проводить нового друга до «суперской студии», позвонит вам и расскажет, куда, с кем и как надолго он собирается отойти.
Самый главный момент: правила безопасности невозможно сесть и выучить. Если посадить ребёнка рядом и начать ему рассказывать, как себя вести, в лучшем случае получится проверить память. А вот привить навыки поведения не выйдет. И это значит, что с самого раннего детства на конкретных примерах надо показывать и нарабатывать варианты, как себя вести в самых разных случаях. И не пугайте ребёнка «дядями», а учите правильно реагировать в целом.