Отношения в каждом трудовом коллективе различаются между собой. Как влиться в новую рабочую среду, преодолеть страх неизведанности и зарекомендовать себя наилучшим образом? Советы психологии придут на помощь.
Неуверенность и страх — это естественная реакция на неизвестность. Даже у самого отважного карьериста перед первым рабочим днем в новом коллективе вихрем вьются вопросы в голове: «Как воспримут?», «Как встретят?», «Удастся ли сработаться?». Ответов дать на них никто не может, но не стоит волноваться слишком сильно, полезные советы от MedAboutMe укажут вам верное направление.
Первый день — опасное минное поле, неправильное прохождение по которому может быть чревато конфликтами с шефом и недопониманием в коллективе. Для того чтобы «дебют» прошел удачно, лучше запомнить несколько неписаных правил формирования отношений в коллективе в первые дни работы.
Отношения в коллективе: топ ошибок первого дня
- Первая ошибка — начать сравнивать. Формирование отношений — процесс кропотливый, а бывалых сотрудников слишком раздражает в процессе работы то и дело слышать от новичка: «А вот на моей прежней работе…», «А мы…», «А у нас…» и т.д. такие фразы очень опасны для первого дня.
- Не стройте из себя другого человека, пусть он будет во сто раз правильнее и харизматичнее вас. Все же лучше оставаться самим собой, приняв во внимание, что возможно и актер из вас не ахти. А если это так, то увидев через пару дней вас обычного, сотрудники не смогут больше оказывать вам полное доверие.
- Не ввязывайтесь в сплетни. Социальные отношения на рабочем месте лучше начинать строить осторожно. Сплетни — это излюбленное занятие любого тесного коллектива, но для новенького человека эта тема табу. Молча слушайте, не подключайтесь к осуждениям. В глазах коллектива вы еще «не дозрели» до уровня критики недостатков сотрудников.
- Не обращайтесь к человеку по имени отчеству, если вы не на 100% уверены в том, что знаете, как его зовут. Такой жест может стать крайне неприятным собеседнику и не способствует формированию хороших отношений.
- Входя в дискуссию, оставайтесь спокойными, даже если вы правы на все 200%. Приводите доводы и аргументы, спокойно выслушивайте оппонента. Не будьте назойливыми.
Практические советы психологии: как справиться со стрессом при формировании отношений?
В ночь перед «дебютом» мучает бессонница, одолевают различные мысли, а состояние психики в первый напряженный рабочий день находится на грани сумасшествия. Как не перейти грань, вести себя спокойно и убрать лишнее волнение?
Для того чтобы не прийти на работу уже взвинченным или изнеможенным, необходимо научиться вовремя снимать стрессовое напряжение.
- В этом процессе способны помочь теплые ванны перед сном с добавлением ароматического масла хвои, использование техники правильного глубокого дыхания. Также можно взять с собой в постель небольшую подушечку с ароматными успокаивающими травами. На крайний случай почитайте перед выходом на работу любимую книгу или съешьте плитку вкусного шоколада.
- Настройтесь на позитив. Поставьте себя на место ваших новоиспеченных коллег. Каждый из них когда-то пришел сюда так же как вы и выстраивал отношения с нуля. Поэтому вряд ли кто-то из сотрудников заранее настроен к вам негативно.
Правила для построения хороших социальных отношений от MedAboutMe
Придя в незнакомый коллектив, обратите внимание на то, кто встретил вас тепло, кто холодно и с неприязнью. В дальнейшем старайтесь налаживать отношения и с теми, и с другими, не откладывая это в долгий ящик.
Больше слушайте, меньше говорите, пока не вникните достаточно в суть работы. Сказав при первой встрече глупость или нелепость, вы можете заработать себе клише неудачника, а вам это ни к чему.
Постарайтесь не выставлять напоказ слишком личную информацию о своей жизни и о себе в целом.
Не поддавайтесь панике. Планируйте свои ежедневные цели и план их достижения. Не втягивайтесь в текучку дел, которые не относятся к задачам первой важности.
На корпоративных вечеринках займите наблюдательную позицию. Под влиянием алкоголя и неформальной обстановки легче рассмотреть кто есть кто в коллективе, так сказать, увидеть всю подноготную социальных отношений в коллективе.
Работать следует в меру. Это не значит, что нужно спустить рукава, наоборот работать лучше немного больше остальных. Но не будьте выскочкой. Прикладывайте на первых парах чуть больше стараний, чем остальные сотрудники.
Наладьте отношения с женщинами. Неважно какого вы пола. Женщины — существа придирчивые, а общественное мнение, обычно находится под их властью.
Не старайтесь в первый день показать себя сразу во всей красе. Присмотритесь. Возможно, показывая свои лидерские и организаторские способности, кто-то посчитает, что вы метите на его место. Формирование отношений — дело хрупкое и не терпит ударов конкуренции на начальной стадии их становления.
Если за вами прикрепили наставника, поддерживайте с ним социальные отношения. Найдите себе покровителя, с которым вы могли бы в любой момент проконсультироваться. Не стесняйтесь спрашивать дельных советов по поводу, как работы, так и сотрудничества с коллективом. Не забывайте искренне благодарить за информацию.
Скромность украсит вас только в первые дни, далее необходимо поставить себя правильно. Через пару месяцев нужно научиться отстаивать свое мнение при помощи точных аргументов, чтобы вырваться вперед с последних ролей. При этом соблюдайте правила такта, не проявляйте нахальства.
Не торопитесь вводить изменения в строй коллектива, если он достался вам в «хорошем состоянии».
Большая проблема построения трудовых отношений — это панибратство и фамильярность. Поэтому, не тащите с собой на новое место друзей и родственников.
Не стремитесь стать хорошим для всех коллег. Невозможно быть одновременно хорошим и богатым.
Процесс адаптации каждого человека происходит абсолютно индивидуально. Все зависит не только от вас, но и от коллектива, в который вы вливаетесь, от сферы деятельности и корпоративной этики предприятия.
Еще одно правило: не сомневайтесь в своих силах. Если вас взяли на эту должность, значит, вы заслужили ее и готовы к выполнению своих обязанностей. В первый день сложно абсолютно всем, переживите это время адаптации, постарайтесь не совершать грубых ошибок.