Согласно статистике, спонтанные покупки — это больше женские привычки, чем мужские. А еще больше денег женщины тратят в период осенне-зимней апатии и стресса. Как уберечь себя от привычки делать необдуманные покупки и не поддаться на уловки маркетологов, расскажем сегодня.
Полезные привычки: покупки или отдых?
Не стать жертвой депрессии во время похода по магазинам помогут полезные привычки. Первая из них — заблаговременное составление плана покупок. Это нужно делать, оценив собственный бюджет и свои возможности. Для этого определить:
- сколько денег есть в кошельке на данный момент;
- все ли обязательные платежи выполнены (кредиты, коммунальные услуги и так далее);
- сколько средств нужно отложить на финансовые операции, которые еще предстоит провести в этом месяце;
- каков размер постоянного дохода, дающего возможность осуществлять подобное планирование.
А главное, что нужно делать в магазине — это не пытаться справиться с депрессией, сметая с полок все, что попадет под руку. Ведь радость от покупок пройдет в тот самый момент, когда женщина поймет, что опустошила кошелек ради привычки покупать вещи, полезность которых очень сомнительна. Подумайте, может потратить эти деньги на приятный отдых? Например, можно организовать приятное путешествие в выходные дни — поехать в другой город или провести вечер в кругу хороших друзей.
Привычки поведения хорошей хозяйки: учет доходов и расходов
Некоторые полагают, что ведение учета финансов — это сложные, муторные и никому не нужные привычки поведения. В действительности же все намного проще, чем кажется. Для учета и расходов и доходов можно воспользоваться мобильными приложениями, а для тех, кто привык расплачиваться картами — приложениями банков. Их очень много, поэтому нужно просто выбрать подходящий для себя вариант. Для тех, кто использует наличные средства, специалисты рекомендуют воспользоваться старым добрым методом учета, то есть записывать доходы и расходы в блокнот или вести табличку в Excel, фиксируя все движения денежных средств. Для некоторых, например, очень важно чувствовать физически и эмоционально уменьшение денег в кошельке, поэтому они оплачивают покупки наличными, фиксируя расходы в таблице.
Сенсорное общение и другие хитрые привычки маркетологов
Маркетологи магазинов и торговых центров, как правило, используют массу хитрых уловок для привлечения покупателей и склонения их к трате денег. Но можно и не поддаваться на эти хитрости. Для этого в первую очередь, как мы уже говорили, нужно планировать и контролировать свои расходы. Если понимаете, что спонтанные покупки пошатнули финансовое равновесие, нужно выработать некоторые полезные привычки. В первую очередь желательно воспитать в себе силу воли. Чтобы не оказаться в финансовой яме, желательно откладывать примерно 10% своего месячного дохода в так называемую «подушку безопасности».
Человек должен помнить о существование хитрых маркетинговых ходов и о том, что обезопасить себя можно только в случае наличия привычки трезво оценивать ситуацию. Например, популярным приемом маркетологов является сенсорный маркетинг, то есть своеобразное общение с покупателем путем подсознательного воздействие на его слух, обоняние и зрение с целью формирования у него большого желания приобрести тот или иной товар. Подобные привычки поведения, ориентированные на психофизические знания о человеке, у маркетологов появились уже давно, и они дают очень неплохой результат. Например, магазины могут заманивать покупателей с помощью использования так называемого аромамаркетинга. Наверное, многие заметили, как много появилось в супермаркетах собственных мини-пекарен, мимо которых просто невозможно пройти, не купив булочку с корицей, особенно осенью или зимой, когда так хочется съесть что-нибудь вкусненькое? То же самое происходит и в крупных торговых центрах, в которых витающий тонкий аромат способствует формированию у людей привычки заходить туда почаще и находиться подольше. Подобные привычки поведения способствуют похудению кошелька покупателей. А хитрость заключается в том, что приятные ароматы помогают в выработке дофамина — гормона удовольствия. У человека появляется предвкушение от приятного шопинга, в результате чего он приобретает то, что в иной ситуации и не подумал бы купить. Поэтому ароматами, конечно наслаждаться можно, только не стоит забывать и о том факте, что таким образом нами пытаются манипулировать, заставляя купить как можно больше единиц товаров.
Еще одной популярной уловкой маркетологов в осенне-зимний сезон становятся сейлы. Это красочные плакаты и рекламные баннеры в витринах многих магазинов, повествующие о сезонных распродажах. Кстати, почти постоянно информация об обещанных скидках выделена красным цветом. Проблема в том, что подсознание человека может сыграть с ним злую шутку — как только он видит красный цвет, то почти сразу спешит именно к выделенному товару. Но если посмотреть на факт сезонных распродаж с объективной точки зрения, то скидок на самом деле практически нет, потому как рядом с таким товаром, как правило, находятся сопутствующие предметы по завышенным ценам, которые человек очень часто покупает вместе со «скидочными». У некоторых магазинов несколько иные привычки поведения — они заблаговременно сознательно завышают цену, чтобы через некоторое время устроить грандиозную распродажу.
Поход в магазин с ребёнком
Если планируется поход в магазин с ребёнком, следует заранее провести с ним беседу и обсудить будущие покупки. Кстати, обсуждать это желательно не только с ребёнком, а и с другими членами семьи. Понятно, что при виде такого изобилия малышу сложно удержаться от соблазна. Но если будет проведена беседа и оговорена сумма, которой он может распоряжаться, ребёнку будет гораздо проще сделать правильный выбор и купить то, что ему действительно нужно. Такие полезные привычки помогут сэкономить значительную сумму денег и не испортить настроение себе и малышу.