22.01.2017 3307

Рожай – не хочу! Чайлдфри: люди, свободные от детей

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Продолжение рода — естественное стремление всех живых существ, заложенное в нас природой. Это генетически обусловленное желание, способствующее сохранению генофонда и росту популяции. Среди животных нет особей, сознательно отказывающихся от рождения потомства. Однако с недавних пор часть человечества признала, что деторождение не входит в круг их интересов, и процент таких людей растет с каждым годом. В чем феномен childfree-идеологии, какими мотивами руководствуются «свободные от детей», рассказывает MedAboutMe.

История «добровольно бездетных»

История «добровольно бездетных»

Невозможно точно сказать, сколько лет, веков или тысячелетий назад появились люди, не желающие иметь детей. Достоверно известно, что некоторые профессии и должности накладывали такие обязательства, например, на воинов или людей из религиозной сферы деятельности. В основном, конечно, подобные примеры касались мужчин, так как до изобретения надежной контрацепции сложно утверждать что-либо про женщин.

Однако существовали обеты безбрачия для обоих полов, да и ситуации, когда родившийся нежеланным ребенок отдавался в другую семью или воспитательные дома, не так уж редки.

С появлением средств предохранения, осознанием и законодательным закреплением прав для женщин и повышением уровня жизни ситуация начала изменяться. Эмансипированные слои населения привели к появлению термина childfree (англ. свободный от детей) в противовес понятию childless, бездетный. Причиной возникновения такого определения стало желание подчеркнуть субъективный выбор, личную позицию не иметь детей.

Сообщество Childfree, США

Мы — группа взрослых людей, разделяющих одно общее желание: мы не хотим иметь своих детей. Мы — учителя, врачи, предприниматели, программисты, писатели — назовите любую профессию, мы здесь. Мы предпочитаем называть себя childfree, а не childless, так как мы считаем, что понятие «бездетный» означает, что мы лишены чего-то, что нам нужно. А это не так.

Распространению термин «чайлдфри» обязан Лесли Лафайетт, организовавшей первую группу «свободных от детей» в Нью-Йорке конца 20 столетия. Однако, согласно исследованиям, социально-демографическая группа сознательно бездетных людей существовала и до распространения идеологии. В нашей стране можно выделить известных ученых, актрис (Рину Зеленую, Фаину Раневскую), деятелей искусства (Майю Плисецкую), отдававших предпочтение профессиональной деятельности взамен деторождения.

С появлением термина и появлением возможности объединяться в группы через сеть интернет начало расти количество приверженцев идеологии. По России эти данные довольно условны, зато в США отмечают устойчивую динамику: например, в 1982 году женщин, отказавшихся от рождения детей, было 2,4%, в 1996 — 6,6%. В наше время их количество достигает 25%, причем большая часть — белокожие американки с высшим образованием.

25% — это четверть женского населения. Казалось бы, катастрофа? Однако эти данные отражают долю женщин, не желающих иметь детей на данный момент. А во временной перспективе, когда взгляды и условия жизни могут измениться, статистические данные выглядят так: сегодня 19% жительниц США старше 44 лет не имеют детей по различным причинам, обусловленным невозможностью родить из-за состояния здоровья, отсутствия партнера или же личным убеждениям.

Причины распространения идеологии и феномен чайлдхейт

Причины распространения идеологии и феномен чайлдхейт

Если спросить самих приверженцев стратегии чайлдфри о причинах, заставляющих их рассказывать о своих взглядах, то можно услышать два основных мотива таких поступков.

Первый, как ни печально признавать, это давление общества. В нашем сознании с малых лет закреплена роль женщины-матери, связь женственности с рождением детей. И, достигнув определенного возраста, девушки начинают подвергаться тому самому давлению со стороны близких, друзей и даже малознакомых людей: «Когда деток думаешь рожать? Уже пора! Часики тикают!».

Такой неразумный подход может не только раздражать, но и вынуждать людей, особенно молодых, принимать позицию чайлдфри и пропагандировать ее, пытаясь отстаивать свое право на выбор или скрывать отсутствие возможности завести ребенка именно сейчас. Прессинг окружающих вызывает порой довольно бурную реакцию. А иногда — и провоцирует на серьезные раздумья: если все вокруг настолько уверены, что ребенок необходим, что фактически требуют от тебя готовности его родить, то, может, в этом стремлении что-то не так? К чему такая пропаганда естественному желанию продолжить род? Где скрывается подвох?

Социальные сети предлагают массу возможностей общения с теми, кто также не справляется с давлением окружающих. Помогая друг другу отстаивать свои интересы, люди укрепляются в своих взглядах.

Вторая причина, явно приводящая к пропаганде идеологии — желание донести до каждого мысль о возможности выбора. Рожать или не рожать? Заводить детей сейчас, подождать до какого-то момента, невзирая на ярлык «бездетной эгоистки», «старородящей», «бездушного карьериста», или отказаться от детей совсем?

Это выбор, и, как показывают исследования, выбор непростой, не сиюминутный, обоснованный, и большинство чайлдфри, как одиноких, так и семейны