К началу апреля на онлайн-обучение перешли полтора миллиарда детей в школах 165 стран. Завтра – 1 сентября, и в России школы наконец-то вновь открывают двери, хотя и по часам. Большинство детей будут приходить на уроки по «кластерам»: кто-то войдет в здание в 7-30 утра, кто-то в 9-30. Раздельные перемены, линейка только для 1 и 11 классов, измерение температуры, проблемы с продленкой и никаких публичных мероприятий.
А как решают вопросы с учебой во время пандемии в других странах? MedAboutMe рассказывает, где школьники уже учатся вовсю, а где будут «на удаленке» еще несколько месяцев.
Китай: играем на флейте в маске
В Китае часть школ открылись еще в марте, а в конце мая Министерство образования разрешила детям не носить маски, если зона опасности заражения в регионе «зеленая».
Пока маски были обязательны, учителя обзаводились внешним микрофоном, чтобы всем было слышно, а ученикам проверяли температуру от пяти раз в день. Там, где проводились уроки музыки, школьники, например, учились играть на флейте, просунув мундштук под маску.
Надо сказать, что многие дети продолжали носить маски и после отмены. Кроме масочного режима ввели обязательные перерывы на мытье рук, а первая часть профилактики заражения во многих школах стартовала в 6:30 утра с отправки сообщений в групповые чаты: имя ребёнка, номер, температура на сегодня и подтверждение: «Ребёнок здоров».
Тем, кто сообщение не отправил до 8 утра, приходили грозные требования срочно предоставить всю информацию. Ну а при наличии инфицированного или контактного ребёнка класс отправляли на карантин.
Перевод на двухнедельное дистанционное обучение при наличии больного ребёнка с положительным тестом на коронавирус планируют и в Москве.
По словам мэра Москвы, количество классов будет зависеть от числа зараженных: в течение лета COVID-19 в среднем выявлялся у 25-30 детей школьного возраста в сутки или 5-7% от общего числа инфицированных коронавирусом.
США: все сложно
В некоторых странах школы уже открывали весной или точно планируют вернуть очную форму обучения осенью. Но не США: эта страна – лидер по количеству инфицированных, и полностью вернуться в школу не получится, скорее всего, до конца года. Календарного или учебного – большой вопрос.
В небольших частных школах планы поприятнее: начать с октября учить детей 3-4 дня в неделю в укороченном режиме. В государственных школах все намного сложнее. Учиться предлагают 1-2 дня очно, а остальное – в онлайне. Все желающие могут полностью оставаться на удаленке, кроме выпускных классов с лабораториями.
Основные проблемы – как довозить детей до школ и как размещать, соблюдая социальную дистанцию. Дополнительные – не все учителя готовы подвергать себя риску, у школ нет денег на реорганизацию. У родителей, впрочем, денег тоже не хватает: оставлять дома одного ребёнка до 12 лет нельзя, работать надо.
В Нью-Йорке разрабатывают новый план: школы под открытым небом. К следующей пятнице ожидается план города с пометками мест для проведения уроков. Раньше этот вариант отвергали из-за погодных условий, но сейчас ситуация, видимо, вынуждает учиться буквально на улице.
Не только школьники: в Мичигане открылся Университет Санта Клаусов. Там американских Дедов Морозов будут учить, как поздравлять детей с соблюдением социальной дистанции. На коленки к дедушке теперь не забраться.
Германия: уже учимся
В Германии каникулы заканчиваются раньше, и во многих регионах дети уже ходят в школы почти месяц. Правила тоже зависят от региона. В основном требуют носить маски, соблюдать дистанцию в полтора метра, регулярно мыть руки и проветривать классные комнаты. Где-то урок для учителя заканчивается на 5 минут раньше – чтобы в коридорах не сталкиваться с учениками, а коридоры стали односторонними.
Германские ученые провели исследование в образовательных учреждениях, в которых были инфицированные ученики. Были отобраны 2000 образцов для теста, и только у 12 учеников и учителей обнаружены антитела к новому вирусу.
Эксперты считают, что это – доказательство безопасности обучения школьников, так как «инфекции в школах не вызвали вспышку заболевания, и дети, вероятно, даже тормозят распространение вируса».
Япония: урок за щитом
В Японии карантин начался в самом конце учебного года, который традиционно приходится на март. С июня японцы уже учатся – долго отдыхать там детям не дают, хотя правила эпидемиологической безопасности довольно жесткие. Успех в контроле пандемии привел к довольно консервативному подходу в открытии школ.
Стратегии обучения различаются в разных школах, но в основном все учатся очно, только не каждый день. Уроки проходят через день и по укороченной программе. В класс ребёнка пустят только после получения отчета о температуре от родителей и в специальной защитной пластиковой маске. Температуру проверят еще раз в течение дня, а дистанция обязательна для всех и всегда – даже для малышей в детском саду.
Результаты опроса от организации Save the Children показали, что японские школьники хотят получать более четкую и подробную информацию о вирусе и вспышках. Многие родители, ученики и учителя долго не решались вернуться в школу и остались недовольны мерами по защите здоровья.
Соединенное королевство
В Великобритании, Шотландии и Ирландии многие школы открылись в максимально приближенном к привычному режиму с разделением на «пузыри» (кластеры – кто когда ходит на учебу), учителями в масках, дистанцированием. После открытия уже есть случаи закрытия школ из-за выявления больных.
Наша (начальная) школа попросила родителей заполнить анкету о предпочитаемой организации процесса, в анкете были варианты с онлайн и с обучением в школе. Если в школе, то предполагается разделить каждый класс на два или три более мелких.
Но так как учителей и классных комнат в 2-3 раза больше взять неоткуда, то предлагают или учиться по сменам с укороченным в 2-3 раза учебным днем, или ходить в школу по очереди: в понедельник одни классы, во вторник другие и т. д. Ланч по очереди, в автобусах вроде бы нужны маски… Посмотрим, к чему придут.
Израиль: пример, как делать не надо
Израиль в июне хвалили за меры по сдерживанию пандемии: еще на раннем этапе были закрыты все школы и ограничено передвижение населения.
В мае школы открыли. Несмотря на нерегулярный график, маски и дистанцию, количество больных во всей стране резко выросло, в том числе среди учеников и учителей. Часть школ опять закрыли.
Теперь на примере Израиля США пытается выстроить правильную стратегию возобновления обучения – с возможностью выбора формата учебы и раздельными классами.
Министр общественного здравоохранения Израиля Сегаль Садецки подала в отставку в начале июля, заявив, что Министерство здравоохранения проигнорировало ее предупреждения об опасности столь быстрого открытия школ и предприятий.
Швеция: ничего не закрывали
В Швеции школы и не закрывали в соответствии с общей политикой во время пандемии: всеми силами избежать изоляции. Только ученики старше 16 лет могли обучаться из дома, остальные посещали уроки. Социальная дистанция и ношение масок были лишь рекомендацией, а не обязанностью.
План Швеции, похоже, оказался достаточно безопасным. Шведские эксперты по состоянию на 15 июля сообщали, что вспышки COVID-19 среди 1 миллиона школьников в Швеции были не сильнее, чем в соседней Финляндии, где школы были закрыты.
Среди детей школьного возраста в Стокгольме было выявлено крайне малое количество серьезных случаев коронавирусной инфекции, и на данный момент зарегистрирован один летальный исход среди детей.
Примерно такая же картина в Швейцарии: несмотря на локдаун и меры по изоляции, школы давно открыли, а очное обучение детей относят к низким рискам: по данным местного исследования, дети намного реже заражаются новой инфекцией и болеют почти незаметно. В Таиланде школьники уже давно учатся, и новых вспышек коронавируса из-за открытия школ не отмечено.
Открыть полностью образовательные учреждения планируют в Бельгии, Венгрии, а также в Италии, если там до начала учебного года – 14 сентября –
Результаты опроса от организации Save the Children показали, что японские школьники хотят получать более четкую и подробную информацию о вирусе и вспышках. Многие родители, ученики и учителя долго не решались вернуться в школу и остались недовольны мерами по защите здоровья.
В школе не было общей линейки, классам назначили разное время начала уроков и разные входы. Ланчи в кафетерии разделены на смены, стараются минимизировать количество народа в коридорах.
Наш класс начинает учиться каждый день в 10.30, и приходить в школу в принципе им можно не раньше 9.00. Все уроки пока проходят в одном помещении, учителя приходят сами.
Учатся дети меньше, чем обычно. Чтобы в сокращенный учебный день уложиться, по нескольким предметам один из трех еженедельных уроков отдан на самостоятельную работу вне школы (по крайней мере, по математике, английскому и шведскому).
Из странного: урок длится 75 минут, то есть минус каждая вторая перемена.
Гибридная форма обучения
В Турции, Египте, Азербайджане и ряде других стран приняли решение о гибридной форме обучения – посещение школы 2-3 дня в неделю, чтобы получать знания по самым важным предметам. Остальное – онлайн.
Всемирный банк опубликовал результаты исследования сферы образования в Центральной Азии.
Если до начала пандемии ученики стран отставали от европейских в среднем на 1,5 года, то после начала онлайн-обучения – на два. Причина – отсутствие программ и средств для дистанционного обучения как у школ, так и в семьях.
Уругвай: пятерка за безопасность
По мнению аналитиков, самая лучшая организация борьбы с пандемией получилась у Уругвая. В Южной Америке эта страна – одна из самых прогрессивных. Среди населения в 3,4 млн самый низкий уровень инфицирования и смертности от коронавируса, и экономику полностью останавливать не пришлось.
В школы ученики Уругвая стали возвращаться поэтапно еще в конце апреля – начали с сельской местности. Затем приходить в классы разрешили тем, у кого не было возможности учиться онлайн, и старшеклассникам. К концу июня по переменному графику очного и виртуального образования учились все.
Несмотря на близость к Бразилии и Мексике, где из-за высокого количества больных говорят о том, что школы не откроются до 2021 года, в Уругвае все удалось сделать аккуратно и без последствий.
Подведем итоги
Хотя Уругвай и показывает прекрасный пример, идеального способа начать опять открывать школы пока не существует. Даже если вирусы в стране под контролем, гарантий безопасности нет.
Однако стратегии и тактические шаги стран, у которых все вроде бы хорошо получается, показывают: открытие возможно. А меры, которые всем так не нравятся – от «кластерных» заходов, масок и дистанцирования до гибридных программ – имеют, видимо, решающее значение, когда речь идет о безопасности.