Вареная, сушеная, в котлетках и коктейлях – все это о вариантах употребления плаценты. Эти виды плацентофагии, как ни странно, всерьез исследуются учеными. И все потому, что растет количество «новых мам», желающих получить особые бонусы от такого компонента меню.
Среди поедателей плаценты замечены и селебрити: сестры Кардашьян, Саша Зверева, принимавшая смузи с собственной плацентой, и даже Том Круз. Почему же некоторые охотно едят послед, и что говорят врачи о пользе и рисках нового тренда беременности и родов – переработки плаценты в специальные пилюли?
Концепция поедания плаценты: откуда это появилось?
Плацентофагия – известный феномен мира животных. Млекопитающие-хищники (в отличие от тех, что питаются растениями) съедают свою плаценту после родов.
Ранее считалось, что это – стремление не оставлять следов и не привлекать других хищников запахом крови. Но исследования на крысах доказали: да, если самка после родов съедает плаценту, у нее отмечается улучшение состояния.
- Во-первых, ей надо поесть – а еду к месту родов не доставят.
- Во-вторых, биологически активные вещества в плаценте обеспечивают небольшой обезболивающий эффект, немного стимулируют лактацию и в целом несколько ускоряют восстановление после родов.
Звучит логично и заманчиво, не так ли? Если этот удивительный одноразовый орган всю беременность помогал ребёнку расти, не означает ли это, что просто выбросить такую полезную плаценту – значит лишить себя дополнительной пользы?
Некоторые молодые матери считают, что плацента может рассматриваться как естественный источник гормонов и питательных веществ, которые могут помочь облегчить боль, увеличить выработку грудного молока и сделать их менее склонными к развитию послеродовой депрессии.
Я думаю, что идея заключается в том, что если эта плацента питала плод внутриутробно, то, возможно, она могла бы принести некоторую пользу и самой матери.
Все бы было так. Но у человека подобных эффектов от поедания плаценты не обнаружено. Ни обезболивания, ни улучшения выработки грудного молока. А есть сразу после родов стоит больше клетчатки, а не мяса в любом виде.
То есть для человека плацента после рождения бесполезна.
А что насчет вреда?
Исследования в области акушерства и гинекологии не показали никаких конкретных или документально подтвержденных преимуществ для женщин. В масштабном обзоре были проанализированы все отчеты о человеческой плацентофагии с середины прошлого века.
И ученые говорят: все преимущества, которые вам обещают фирмы, перерабатывающие плаценты в пилюли, исключительно субъективны. Нет ни одного доказательства, что у матерей действительно улучшается состояние, лактация и так далее.
Проще говоря – всем, кто это ел, кажется, что лучше стало из-за плаценты. А на самом деле это не так. Более того, в некоторых случаях стало хуже – и не только матери, но и ребёнку, потому что поедание связано с риском распространения инфекции.
С точки зрения физиологии послед — это отходы. Обещанных рекламой питательных веществ (железа, цинка, селена) в нем немного. Зато есть другие, не такие полезные.
Исследование 2016 года выявило в капсулах с плацентой наличие мышьяка, кадмия, кобальта, меди, свинца, молибдена, рубидия, стронция, урана. Всего того, что она задерживала на пути к плоду.
Уже существуют компании и даже рецепты «сделай сам», предлагающие высушивать или обезвоживать послед и перерабатывать его в таблетки или насыпать измельченный порошок в капсулы. Так плаценту можно съесть не за один раз, а принимать в течение нескольких недель.
Более того, обещается, что риска инфекций не будет – в отличие от коктейлей и поедания сырого последа.
Постепенное употребление плаценты в капсулах или таблетках имеет единственное преимущество – снижение дозы гормонов. Если съесть все сразу, то количество сохранившихся эстрогенов может привести к тромбозу вен.
Проблема в том, что даже в компаниях процесс переработки никак не регулируется и не контролируется. Нет правил, как должна обрабатываться плацента, нет никакой гарантии, что она нагревается при соответствующей температуре и продолжительности для уничтожения бактерий и вирусов.
Во время беременности плацента служит барьером для многих вредных веществ и возбудителей инфекций, не пропуская их от матери к ребёнку.
Так, согласно имеющимся на сегодня исследованиям, плацентарный барьер защищает плод в том числе и от коронавируса.
Неадекватная обработка плацентарных тканей не может погубить накопленные патогенные микроорганизмы. Эти патогенные микроорганизмы представляют опасность не только для матери, но и для грудных детей.
В тематическом исследовании, опубликованном Центрами по контролю и профилактике заболеваний в 2016 году, описано, как один ребёнок был госпитализирован с поздним началом стрептококковой инфекции группы В, серьезной инфекции новорожденных. Выяснилось, что рецидивирующий неонатальный сепсис развился из-за употребления матерью капсул с порошком из плаценты – анализ выявил в нем высокое количество данного типа стрептококков.
Этот случай – не единичный. И специалисты утверждают, что пострадавших из-за плацентофагии детей и матерей намного больше. Проблема в том, что сами пациентки часто не указывают, что они ели, а специалисты не уточняют этот аспект из-за веры в здравый смысл матерей.
Плацентофагия, послеродовое поедание плаценты, широко распространена среди млекопитающих. Однако ни одна современная человеческая культура не включает поедание плаценты после родов в свои традиции.
В настоящее время растет интерес к плацентофагии. Плацента может быть съедена сырой, вареной, жареной, обезвоженной или инкапсулированной или в коктейлях и настойках.
Наиболее часто сегодня прибегают к инкапсуляции плаценты после пропаривания и обезвоживания. Многие компании предлагают подготовить плаценту к употреблению, хотя данные о положительном эффекте плацентофагии человека носят анекдотический характер и ограничиваются самоотчетными исследованиями.
Мы обнаружили, что нет никаких научных доказательств клинической пользы плацентофагии для людей, и никакие плацентарные питательные вещества и гормоны не сохраняются в достаточном количестве после инкапсуляции плаценты, чтобы быть потенциально полезными для матери после родов.
Клиницисты должны выяснять историю приема плаценты в случаях послеродовых материнских и неонатальных инфекций, в особенности таких, как стрептококковый сепсис группы В.