Маленькие дети живут своими чувствами. Если родители не запрещают им их выражать, то вероятность того, что у ребёнка случится психологическая травма или возникнут комплексы личности, значительно снижается. Однако взрослые не всегда уделяют достаточно внимания тому, что испытывает ребёнок. Чаще всего от него требуется соблюдение внешних условий и следование правилам: хорошо вести себя в гостях и общественных местах, учиться на «отлично», быть смелым, добрым, умным и щедрым и многое другое, что входит в понятие «достойная и развитая личность».
«Подгоняя» ребёнка под требования, которые присутствуют в каждой семье и отличаются друг от друга, родители могут бессознательно перестать замечать его личность и чувства. Это может привести к нарастанию напряжения в психике и, как следствие, высокой тревожности.
На сегодняшний день процент детей с высоким уровнем тревожности является довольно большим. Причиной этому выступают множественные требования и ожидания со стороны родителей, воспитателей и учителей.
Тревожность мешает ребёнку раскрыть потенциал и показать способности. Педагоги стремятся снизить ее уровень для того, чтобы процесс обучения был эффективным и ребёнок не только мог получать знания, но и взаимодействовать в группе — повышенная тревожность делает его скованным, что препятствует появлению новых контактов и близких отношений между детьми.
Родители тоже могут помочь ребёнку избавиться от тревожности. Для этого могут пригодиться упражнения, которые связаны с творчеством. Занимаясь им, дети получают возможность отключить внутренний контроль, расслабиться, отдаться творческому процессу и своим природным потребностям.
Как проявляется тревожность у ребёнка?
Тревожные дети отличаются от сверстников вдумчивостью, повышенным уровнем самоконтроля и анализа. Они могут выглядеть и вести себя беспокойно — им кажется, что с ними может случиться что-то плохое, они не справятся с заданием, над ними будут смеяться и так далее. Из-за этого тревожные дети находятся в постоянном напряжении — они пытаются контролировать не только свои внутренние процессы, такие как чувство радости или печали, но и окружающий мир — волнуются за близких людей, их успехи, достижения, не могут отвлечься от мрачных мыслей и переживаний, когда сталкиваются с проблемами.
Как правило, тревожность вызывает появление страхов — публичного выступления, новых знакомств, занятий, хобби, жизненных перемен и многие другие.
Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что со временем она перерастет в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения. Поэтому важно помочь ребёнку снизить ее уровень.
Почему дети бывают тревожными?
Появлению тревожности могут способствовать завышенные требования родителей или педагогов, большое количество дополнительных занятий, после которых психика остается перегруженной, частая критика достижений, отсутствие похвалы и поощрений в семье, обесценивание чувств, мыслей и поступков. В результате такого отношения ребёнок может ощущать себя плохим, неумелым или неудачником, и стремится еще больше контролировать свое поведение, чтобы заслужить положительную оценку со стороны, чем провоцирует нарастание тревожности.
Почему творческие упражнения полезны для детей?
Систематические занятия арт-терапией позволяют ребёнку привыкнуть к состоянию расслабленности и принимать себя любым — не идеальным, простым, не всегда успешным, способным ошибаться. Когда он проживает этот опыт, то в нем рождается понимание того, что можно открыто проявлять свои способности, не боясь при этом быть несовершенным или совершить ошибку. Он, наконец, начинает получать удовольствие от процесса деятельности, а не нацеливаться только на результат.
Техники арт-терапии для снижения тревожности
Снижать уровень тревоги можно разными способами. Особенно эффективным является арт-терапия. Работая с красками, карандашами, пластилином ребёнок отпускает процесс внутреннего самоконтроля, получает возможность отдаться своим чувствам, прожить их и приходит к пониманию, что в жизни невозможно достичь идеального состояния — это помогает ему расслабиться и просто быть собой.
Упражнение «Монотипия»
Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребёнок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребёнку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребёнок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.
Это упражнение полезно тем, что не дает ребёнку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребёнка, родителям и детям достаточно самого процесса.
Упражнение «Игра наоборот»
Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.
Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый диктует: наклей пальму в центр, а ребёнок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким образом, ребёнок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.
Упражнение «Рисование телом»
Для этого упражнения нужно пространство и особенные условия — много бумаги, просторное место и старая одежда, которую не страшно испачкать краской. Можно выстелить пол ватманами или обоями, запастись большим количеством времени, водой и красками. Лучше всего использовать пальчиковые краски — они без труда смываются с одежды и рук. Предложите рисовать частями тела — это может быть все, что пожелает разрисовать ребёнок — руки, ноги и даже живот. Можно просто наносить краску на тело и затем оставлять отпечатки на бумаге, а можно рисовать отдельные рисунки и также переносить их на бумагу. Получившиеся изображения можно дорисовывать кистью.
Эта техника позволят расслабиться и ступить за рамки дозволенного — сделать то, что ребёнок с повышенным уровнем тревожности не может себе позволить. Такой опыт помогает ему взглянуть на себя новыми глазами и понять, что в нем скрыты большие ресурсы и способности, которые ждут своего часа для развития.