Китайские врачи опубликовали схему лечения атипичной пневмонии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, которая включает в себя прием лекарства под названием Abidol. И это средство не имеет никакого отношения к российскому препарату Арбидол.
19 февраля 2020 года Национальная комиссия здравоохранения КНР опубликовала последнюю на тот момент (шестую) версию рекомендаций по диагностике и лечению пневмонии, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2. В частности, в документе появился перечень препаратов, которые могут оказать противовирусный эффект. В него вошли: хлорохин фосфат (противомалярийное средство) в комбинации с абидолом, а также рибавирин в комбинации с лопинавиром (ритонавиром) или интерфероном.
Одно из перечисленных лекарств вызвало повышенный интерес у журналистов из русскоязычных СМИ. Правда, это уже «вторая волна». Первые сообщения о том, что отечественный Арбидол оказался лекарством против нового коронавируса из Уханя, появились еще в начале февраля. Источником этой новости был указан китайский информационный канал CGTN, который в свою очередь ссылался на СМИ непосредственно из Уханя – Changjiang Ribao (Yangtze River Daily). А Ухань, как известно, является эпицентром нынешней эпидемии коронавируса.
Однако беглый просмотр исходных материалов показал, что речь идет не о досадной опечатке журналистов из Китая. Китайские врачи действительно имели в виду Abidol – синтетический опиоидный анальгетик, активирующий мю-опиоидные рецепторы. Это наркотический препарат, который по действию похож на морфин. Кроме того, он эффективно угнетает кашлевой центр, и поэтому его назначают для подавления кашля при терминальном раке легких. Абидол также может входить в состав комплексной терапии опиоидной наркомании, но, как и при длительном использовании метадона, сам по себе может приводить к формированию наркотической зависимости.
А действующим веществом отечественного Арбидола является умифеновир. Как следует из его описания, он угнетает жизнедеятельность ряда вирусов гриппа и других возбудителей ОРВИ, в том числе риновирусов, аденовирусов и некоторых коронавирусов (включая SARS). Правда, эти эффекты наблюдались только in vitro, то есть «в пробирке». В отношении аналогичного эффекта применения умифеновира in vivo («в живом организме»), по мнению экспертов ВОЗ, FDA, других специалистов из Европы и США, а также большинства российских врачей и ученых, есть большие сомнения в достоверности результатов исследований и корректности их проведения. То есть, противовирусный эффект российского Арбидола не доказан.