Эксперты из международной бизнес-школы при Массачусетском технологическом институте (MIT Sloan) утверждают, что люди склонны подражать тем, кто делает больше, чем они. Неважно, будет ли это работа или занятия спортом.
К таким выводам эксперты пришли на основании анализа пятилетних ежедневных записей о тренировках более одного миллиона бегунов. Источником данных стала социальная сеть любителей бега. Ее участники, задействованные в эксперименте, за это время пробежали 359 млн километров. При этом учитывались ежедневность тренировок, продолжительность, темп и количество израсходованных калорий.
Оказалось, что каждый лишний километр вдохновляет кого-то на то, чтобы пробежать еще 300 метров, а каждые дополнительные 10 минут тренировки удлиняют занятие кого-нибудь из друзей на 3 минуты. Ученые указывают на социально заразное поведение, характерное для дружеских отношений. Знание о том, что друг, знакомый, близкий человек чем-то занимается, мотивирует человека сделать это еще лучше. Формируется своего рода цепная реакция.
По мнению исследователей, полученные результаты следует рассматривать в более глобальном плане. Мы постоянно сравниваем себя с теми, кто работает лучше нас, и с теми, кто выполняет свои задачи хуже, чем мы сами. В результате в первом случае формируется мотивация на самосовершенствование, а во втором — на конкурентное поведение, чтобы удержать свое превосходство. Данные исследований показывают, что люди чаще выбирают самосовершенствование, это более сильное чувство.
Особенно подвержены влиянию этой «заразы» мужчины. Кроме того, в однополых парах эта зависимость выражена сильнее, чем в смешанных. Интересно, что женщин мотивируют только женщины, а мужчин мотивируют представители обоих полов. Это связано с тем, что женщины более склонны к индивидуальному планированию и саморегулированию, чем мужчины.