Тонкости делового общения: какие правила надо учитывать

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Деловое общение составляет важную часть нашей жизни. От того, насколько эффективно вы умеете общаться и осознанно управлять этим процессом, зависит ваш успех на работе, не говоря уже о продвижении по лестнице карьеры, получении более высокой должности и т.д.

Деловое общение: психология деловой среды

Когда вы приходите на новую работу, сотрудники присматриваются к вам, составляют первое впечатление, оценивают. Вы тоже составляете о них первое впечатление и тоже их оцениваете. Лишь после этого завязываются серьезные отношения с коллегами.

Деловая среда — это сфера, в которой не принято показывать эмоции. Деловое общение строится на рациональной основе. Порой по работе мы общаемся с людьми, даже если они нам не нравятся. Мы поступаем так в интересах дела.

Психология коллектива — тонкая вещь. В деловой среде важно уметь скрывать свои чувства, не демонстрировать их. Здесь ценится корректность, поэтому эмоции лучше оставлять за порогом офиса.

То же самое относится к разговорам, высказываниям, обмену мнениями. В деловом общении принято говорить только на рабочие темы. Не стоит отвлекаться на посторонние разговоры, это производит негативное впечатление, особенно на руководителя. Если вы намерены строить карьеру, старайтесь говорить исключительно по делу. Это не значит, что надо быть сухарем. Здесь важно найти оптимальный баланс.

Есть один важный момент, который стоит учитывать. В деловой обстановке сотрудники являются конкурентами. Можете быть уверены, что все внимательно следят за достижениями друг друга, замечают, кому дали премию, кому предоставили отпуск в лучшее время, кого повысили в должности и т.д. Нередко это вызывает недовольство, мол: «Почему не мне?». Все это порождает незримый контроль.

Конкурентная среда заставляет держаться собранно, не хвалиться своими успехами. В деловом общении лучше вести себя скромно. При этом вы можете ставить перед собой амбициозные цели и добиваться их, не заостряя на этом общего внимания.

Серьезные отношения с коллегами

Серьезные отношения с коллегами

Придя на новую работу, установите одинаково доброжелательные отношения со всеми коллегами. Постарайтесь найти оптимальную дистанцию. На первых порах она необходима для формирования отношений в коллективе. Сначала понаблюдайте за людьми, накопите впечатления об их характерах, особенностях поведения, и лишь потом сходитесь с кем-то поближе.

В коллективах обычно существуют «группировки». Внешне они не видны, тем не менее, в крупных коллективах они встречаются. Лучше избегать примыкать к какой-нибудь из них. В общении с коллегами предпочтите соблюдать некоторую дистанцию и старайтесь не выходить далеко за пределы делового общения.

Очень важно избегать сплетен и не включаться в обсуждение других сотрудников. Ваши негативные суждения могут стать известными тому, на кого они обращены. Это чревато испорченными отношениями. Поэтому держитесь в стороне от подобных обсуждений. Если вас попытаются вовлечь в такой разговор, тактично уйдите от темы, не акцентируя на ней внимание.

То же самое относится к обсуждению начальства. Не давайте вовлечь себя в подобные разговоры.

Присутствуйте на корпоративных праздниках. Руководство любит, когда все сотрудники принимают в них участие. Считается, что это сплачивает коллектив. Здесь есть важные моменты. Старайтесь на корпоративах вообще не употреблять алкоголь или делать это очень умеренно. Наверное, вы встречались со случаями, когда излишнее употребление спиртных напитков на корпоративе приводило к негативным последствиям, о которых участникам потом было неудобно вспоминать.

Формирование отношений в деловой обстановке

Входя в новый коллектив, на первых порах старайтесь никого особо не выделять. Формирование отношений должно строиться на основе приветливости и доброжелательности, этого будет достаточно. Будьте внимательны к каждому, интересуйтесь, как идут дела. Если у человека возникла рабочая проблема, постарайтесь помочь ее решить. Благодаря этому у вас возникнут серьезные отношения, построенные на взаимном уважении .

Меньше рассказывайте о себе, о своей семье, близких. Дело в том, что у всех дела обстоят по-разному. У кого-то полная семья, хороший муж, хорошие дети. А у кого-то — не очень. Может возникнуть зависть. И тогда ваша откровенность может стать почвой для сплетен за вашей спиной.

Формирование отношений на работе — это деликатная вещь, к которой надо подходить осознанно. Особенно, если вы намерены подниматься по лестнице карьеры.

Желательно не приглашать сотрудников к себе домой (хотя бы на первых порах). Если вы хотите пообщаться с ними вне работы, лучше всего встречаться в нейтральной обстановке: в кафе, кондитерской, ресторане и пр.

Конечно, когда вы уже поработаете какое-то время, познакомитесь со всеми сотрудниками и досконально узнаете коллектив, тогда можно будет вести себя более раскованно. Но и в этом случае надо помнить, что рабочая обстановка отличается от свободного времяпровождения, прежде всего, тем, что первое строится на рациональной основе, а второе — на эмоциональной. Не следует их путать.

Как вести себя на работе: полезные советы

Как вести себя на работе: полезные советы

Придя на работу, здоровайтесь со всеми сотрудниками. Делайте это так, чтобы они вас услышали. Если здороваются с вами, то, как бы вы ни были заняты, обязательно ответьте. Сами знаете, как неприятно, когда ты с кем-то здороваешься, а в ответ человек тебе кивает, даже не поднимая головы. Это проявление неуважения.

Находясь в рабочем помещении, приветствуйте всех, кто туда заходит, даже если вы с этим человеком незнакомы. Достаточно просто приветливо улыбнуться и сказать «здравствуйте» или «добрый день». Это элементарное правило делового этикета.

В офисе переключайте свой мобильник на виброрежим, чтобы громкие звонки никому не мешали. Это будет свидетельствовать о взаимном уважении и серьезных отношениях между коллегами. Если вам звонит кто-то из близких, лучше выйдите из помещения, чтобы не делать из коллег свидетелей ваших частных разговоров.

Вообще, попросите близких не звонить вам в рабочие часы — только если что-то срочно понадобится. Кстати, для таких случаев есть SMS-ки, пользуйтесь ими и попросите об этом друзей и родных.

Не устраивайте из рабочего места магазин сувениров. Не ставьте на стол и полки мягкие игрушки, коллекции кактусов, искусственные цветы и пр. Единственное, что разрешено деловым этикетом — это семейная фотография в рамке, стоящая на вашем столе.

Не ешьте на рабочем месте. Даже если вы принесли еду с собой, лучше пойдите с ней в столовую или другое место, предназначенное для приема пищи. Съестные припасы на рабочем месте производят неприятное впечатление, особенно, если они издают запахи.

Если вам все-таки приходится питаться на рабочем месте, делайте это только в отсутствие клиентов и посетителей. После этого обязательно уберите следы трапезы и проветрите помещение.

Говоря по телефону с сотрудником, который выше вас по статусу, дождитесь, пока он сам закончит разговор. А если вы общаетесь по телефону с коллегой равного статуса, то, по правилам этикета, деловое общение заканчивает тот, кто позвонил.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как избавиться от акне в 20, 30 и 40+ лет?

Правила красоты, которые помогут обрести идеально ровную и гладкую кожу.

Не только алкоголь: от чего страдает наша печень?

8 неочевидных способов погубить здоровье печени: не делайте так!

Сухость во рту

Почему пересыхает во рту: причины сухости слизистой. Болезни, симптомом которых может быть сухость в рту

7 причин запаха изо рта

С неприятным запахом изо рта сталкивается каждый второй житель планеты. Но всегда ли это лишь эстетическая проблема? Или есть повод обратиться к врачу?

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства
Опубликовано 22.06.2017 11:27, обновлено 13.12.2019 12:43
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

Секреты успешного общения
Почему одни люди всегда попадают в центр внимания? Почему общение с одними приносит удовольствие, а от других хочется поскорее отделаться? В чем секреты успешного общения?
Этика и психология делового общения
Что нужно знать об этике и психологии делового общения для успешной карьеры. Читайте далее в статье.
Психологические основы делового общения
Деловое общение требует не только владения собой, хороших манер, но и четкого соблюдения ряда законов, помогающих выстраивать правильную коммуникацию.
Виды общения в психологии
Человеку, который живет в социуме, приходится общаться с людьми. Чтобы процесс коммуникации был эффективным, нужно знать, какие бывают виды общения в психологии.