Альтернативная медицина
Тибетская медицина
4.3

Тибетская медицина

Восток, как известно, дело тонкое, таинственное и именно этим завораживающее прагматичных и рациональных европейцев, стремящихся всякую гармонию поверить сухой и строгой алгеброй. Наверное, поэтому восточная медицина сумела прижиться в Европе и отвоевать у классической западной медицинской науки свою, уютную, пропахшую благовониями и таинственными травами нишу. Какие бы достижения не демонстрировала миру западная медицина, организованная, как строгая доказательная наука, люди все равно будут тянуться к непонятной, загадочной восточной.

И в их числе — к древней тибетской медицине.

Основы тибетской медицины

Европейская медицина — чистой воды научная дисциплина, в которой все разложено по полочкам естественных наук. Западный врач ищет причины болезни, проникая с помощью сложнейших приборов внутрь организма, в глубины живой клетки в поисках сбоев и нарушений. Он ищет истоки заболевания в том, что можно увидеть, зафиксировать, измерить и проверить — в физическом теле пациента.

У тибетской медицины подход кардинально иной. Ее вообще сложно назвать наукой, настолько круто она замешана на философии буддизма, на духовных практиках и эзотерических представлениях о мире.

Главной книгой тибетской медицины считается древний трактат «Чжуд-Ши», в котором прослеживается связь с Аюрведой, а также с китайскими и арабскими трудами по медицине. Предполагается, что написал его на санскрите врачеватель Дживака Кумара, живший во времена будды Шакьямуни. В более поздние времена «Чжуд-Ши» был переведен на разные языки, включая монгольский, тибетский, китайский и т. д.

По мнению тибетских врачей, все недуги происходят из-за неведения, которое присуще людям с самого рождения, а часто вообще приходит из прошлых жизней. Неведение заключается в непонимании своего единства с Вселенной, взаимосвязи со всем мирозданием и в незнании, что каждому человеку свойственна природа Будды. Неведение порождает Страсть, она, в свою очередь, рождает гнев и омраченность, которые нарушают баланс трех Доши, трех жизненных начал: Ветра, Слизи и Желчи.

Справочник болезней по-тибетски

Справочник болезней по-тибетски

Все болезни, все изменения состояния здоровья — результат перемен в соотношении «трех виновников», как называют Ветер, Слизь и Желчь. Нарушения баланса могут быть присущи человеку с самого рождения, или появляться в результате неправильных мыслей и поступков. Баланс может нарушиться, если человек неправильно выбирает место жительства, ведет неправильный образ жизни и питается не так, как нужно для его типа конституции.

Вы не сможете найти в справочнике болезней тибетского врача привычных названий. Там нет цирроза или геморроя, аллергии или экземы, нет бактериальных инфекций или вирусных заболеваний.

Зато есть нарушения, проистекающие от накопления/избытка, истощения/нехватки или возбуждения «трех виновников», трех Доши.

Например, избыток, или накопление Слизи ведет:

  • к нарушениям водно-солевого обмена;
  • к увеличению веса;
  • к образованию мокроты и слизи в носу;
  • к отекам и нарушениям подвижности суставов;
  • к сбоям в эндокринной и лимфатической системах.

Накопление Желчи приводит к болезням желчного пузыря и печени, а также к нарушению липидного обмена и атеросклерозу. Болезни желудка и пищеварительной системы вообще, а также сахарный диабет тоже происходят от избытка Желчи.

Нарушения в балансе Ветра порождают нервные болезни, а также увеличивают дисбаланс Желчи и Слизи.

Для диагностики тибетские врачи изучают пульс больного, что в совокупности с внешним видом и жалобами помогает определить характер и направление изменения баланса жизненных начал.

Как улучшить состояние здоровья методами тибетской медицины?

Как улучшить состояние здоровья методами тибетской медицины?

Для этого существует 4 средства:

  • правильное питание;
  • соответствующий конституции образ жизни;
  • лекарственные составы;
  • лечебные процедуры.

Главными средствами лечения считаются диета и образ жизни. Лекарства и физические методы воздействия на организм применяются тогда, когда первых двух оказывается недостаточно.

Правильное питание по тибетской медицине отличается от диетического питания в западном понимании. Основа правильного питания — соответствие рациона конституции человека. Например, для исправления баланса Ветра рекомендуют включать в рацион продукты кислые, соленые и сладкие, а также обладающие маслянистостью, мягкие и «тяжелые». Это такие экзотические в наших широтах виды мяса, как медвежатина, ослятина и конина, в том числе в сушеном виде; брага на патоке или зерне; костные бульоны и молоко.

Диета при болезнях Слизи включает в себя пищу с острым, терпким, кислым и жгучим вкусами, причем горячую. Это дичь, баранина и мясо хищников, рыба, мед и продукты из сквашенного молока, а еще — крепкие алкогольные напитки.

В рационе тех, у кого нарушен баланс Желчи, должно быть сушеное мясо коз, кисломолочные продукты из козьего молока, оленина и лосятина, ячменная крупа. Нужно пить холодную воду и охлажденные отвары трав.

Правильный образ жизни тоже сильно отличается от привычных нам понятий. Тибетская медицина считает правильным такой образ жизни, который помогает сбалансировать три жизненных начала. Например, для людей с преобладанием Ветра правильным будет избегать сквозняков, жить в затемненных теплых помещениях, много спать и общаться с приятными и дружелюбными людьми. Не голодать, не предаваться половым излишествам, не пустословить.

Лечение болезней Слизи, кроме диеты, требуют отказаться от продолжительного и дневного сна, от купания в холодной воде и от употребления сырых продуктов. Нужно жить в теплом и сухом помещении, чаще греться у огня и больше двигаться.

Если обнаружились болезни Желчи, врач посоветует проводить больше времени в затемненном прохладном помещении с хорошим проветриванием, избегать лишних движений, алкоголя и чрезмерного употребления мяса. Нежелательна тяжелая физическая работа и ситуации, вызывающие гнев, агрессию и соперничество.

Тибетские лекарства и процедуры

Если диета и рекомендованный образ жизни не оказывают нужного эффекта, или болезнь уже глубоко укоренилась, врач может применять лекарства и специальные процедуры. И то, и другое подбирается строго индивидуально. Курс лечения обычно длительный, причем врач постоянно контролирует состояние здоровья больного, и вносит изменения по мере необходимости.

Лекарственные составы отличаются исключительной многокомпонентностью и сложностью приготовления. В некоторые смеси входит до 60 компонентов, часть из которых специальным образом обработана. В качестве составляющих могут применяться различные растения и экстракты из них, продукты животного происхождения и минералы. Смешиваются лекарства по вкусу и свойствам компонентов, а вовсе не по их химическому составу.

В качестве лечебных процедур применяют массаж, иглоукалывание и прижигание, лечебные клизмы, вызывание рвоты, водные процедуры и компрессы, кровопускание и прогревание.

С точки зрения классической медицины

С точки зрения классической медицины

Отношение к тибетской медицине у западных врачей очень неоднозначное. И для этого есть все основания. Например, в состав лекарственных смесей нередко входят странные или откровенно опасные вещества — в частности, ртуть, малахит, в составе которого ядовитые соединения меди и т. д.

С позиции западной диетологии, диета тибетских врачей выглядит, как минимум, странно, если не пугающе. Ну какой современный врач станет советовать больному употреблять крепкие напитки или сушеное мясо, да еще диких животных?

Диагностика по пульсу тоже не внушает доверия. Как и обещание вылечить едва ли не все болезни, включая сахарный диабет, рак, туберкулез и другие смертельно опасные недуги. При этом сами тибетские врачи, если их вдруг настигает серьезное заболевание, все-таки обращаются в обычные больницы и пользуются всеми достижениями западной медицины.

Впрочем, известны случаи, когда тибетская медицина действительно оказывалась весьма эффективной и ее методы давали отличный результат. Например, в начале ХХ века именно тибетский врач Цультим Бадмаев справился с эпидемией тифа в Чите, приехав в город по приглашению генерал-губернатора графа Муравьева-Амурского. Не знающий русского языка монгол так впечатлил своими методами губернатора Восточной Сибири, что тот пригласил Бадмаева в Петербург, где Бадмаев и остался лечить россиян своими странными методами. Впоследствии еще и младшего брата выписал, Жамсарана. Но это уже совершенно отдельная история…

Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов – по десятибалльной шкале – можно оценить состояние вашего здоровья.