Задумываясь о ребёнке, мы мечтаем, чью внешность он унаследует, в кого пойдет характером и умом, а также тревожимся, не передадутся ли ему родительские болезни. MedAboutMe рассказывает, что действительно могут «унаследовать» от нас наши дети, а что — просто миф.
Миф первый: генетические болезни всегда передаются детям
Действительно миф. Вероятность рождения здоровых детей есть даже в том случае, если у пары уже появился ребёнок с генетической аномалией. Далеко не всегда дети наследуют дефектные гены. И даже при наследовании эти гены могут быть «спящими», проявляться только носительством.
Самый классический пример — близорукость. Если у обоих родителей плохое зрение, у ребёнка есть риск миопии примерно в 40%, и этот риск в основном зависит не от генетики, но, как доказали ученые Центра медицинских наук Университета штата Юта, США, от факторов окружающей среды и правил поведения в семье, которые ребёнок копирует у родителей. А значит, вероятность близорукости можно снизить при помощи профилактики.
Если в роду есть наследственные генетические заболевания, перед зачатием нужна консультация генетика. Специалист рассчитает риск при помощи различных диагностических методов и предоставит наиболее точный прогноз здоровья малыша.
Миф второй: если у родителя или у обоих генетическая патология, ребёнок будет больным
И это тоже миф. Не все родительские гены в половых клетках имеют те же мутации, что и у самого родителя. Так что ребёнок может получить как здоровые копии, так и аномальные. Риск зависит от заболевания — часть патологий несет высокую вероятность передачи потомству, другие патологии отличаются сниженной генетической трансмиссией. Так что в любом случае нужен генетик.
Миф третий: рак передается по наследству
Не вполне миф: хотя сами онкологические заболевания не наследуются, но семейный фактор риска присутствует в виде предрасположенности к мутациям клеток. Однако обвинять только наследственность нельзя: существует целый спектр внешних факторов, которые способны провоцировать злокачественные опухоли.
Это также зависит и от типа онкологии. Если варианты патологии у обоих родителей одинаковы, риск повышается — но не до ста процентов и только в виде предрасположенности.
Высокий фактор риска у детей, чьи матери на момент родов испытывают обострение папилломавирусной инфекции с проявлениями на слизистой влагалища. Среди папилломавирусов выделяют онкогенные типы, особенно опасные для девочек.
Избежать этого можно своевременным лечением обострения, а если ВПЧ в организме нет — обязательной вакцинацией: прививку от ВПЧ можно делать по новым данным до 45 лет.
Миф четвертый: умом ребёнок будет в маму
Опять-таки частично правда, частично миф. Все дело в том, что гены, ответственные за интеллект, находятся на Х-хромосомах. От мамы ребёнок получает выбор из двух таких хромосом, а от папы — всего одну. Поэтому вероятность того, что умом малыш пойдет в маму, выше — но это не точно.
Кроме того, на интеллект влияет множество различных факторов. В этой статье мы рассказываем, что важнее всего для развития ребёнка в раннем детстве: ученые выяснили, что это вовсе не дорогие игрушки и методики чтения с пеленок!
Миф пятый: тип темперамента и привычки передаются по наследству
Вовсе не миф. Даже склонность к риску, не говоря уже о предпочтениях и типе темперамента, связаны с экспрессией генов — а гены мы получаем от родителей.
Но хотя изменить гены не получится (по крайней мере без современных генетических технологий коррекции), но измениться может каждый — родители влияют на поведение ребёнка в детстве, а взрослые могут с успехом развивать одну свою черту и подавлять или перенаправлять другие. Так что опять же, винить во всем гены не получится.
Миф шестой: у темноглазых брюнетов не будет голубоглазого блондина
Ну если они его только усыновят. Правда?
Неправда. Хотя гены, отвечающие за темный пигмент волос и радужки, «сильнее», но при наличии в родне блондинов ребёнок может унаследовать именно этот вариант. Генетика — сложная наука: как в лотерее, может выпасть тот самый шанс на миллион, и малыш окажется внешностью в двоюродного дедушку.
Кроме того, большинство детей в раннем возрасте — светлоглазые блондины, а пигмент начинает вырабатываться намного позже.
Миф седьмой: родинки и дефекты внешности передаются детям
Даже если речь идет об одном и том же искривленном пальце на ноге, который есть в родне у нескольких поколений, ребёнок может родиться с совершенно другой формой пальчиков. В формировании внешности человека играет роль слишком большое количество генов, чтобы рассчитывать или опасаться, что ребёнку они тоже передадутся.
Миф восьмой: если родители разных национальностей, ребёнок будет более больным
А вот это стопроцентный миф. С точки зрения генетики все наоборот — чем «дальше» друг от друга родители, тем выше вероятность, что у малыша будет со здоровьем все отлично. Между представителями разных наций гены отличаются в большей степени, чем среди одной нации — и меньше риск наследования «спящих» генетических аномалий от родителей.
Не зря у наших предков считалось, что девушку надо отдавать замуж в другую деревню: так обеспечивалось хоть какое-то разнообразие генов, а значит, потомство было более здоровым.
Миф девятый: внешность родителей расскажет, чем будет болеть ребёнок
Хотя есть генетические заболевания, которые диагностируются по симптомокомплексу внешних признаков, но и они — как мы писали выше — передаются не всегда. А уж о таких патологиях, как плоскостопие, неправильный прикус или сколиоз, и говорить не стоит. И хотя все три развиваются чаще при наследственной склонности — но могут быть также следствием ношения неправильной обуви или аденоидов. А со сколиозом вообще чаще всего непонятно, из-за чего возникает искривление позвоночника: самый распространенный вариант — идиопатический сколиоз, сформировавшийся по невыясненным причинам.
В статье о самых распространенных мифах про здоровье детей мы рассказываем, что надо знать про развитие сколиоза (и влияют ли на него тяжелые рюкзаки и неправильная осанка).
Так что предсказать по внешности родителей особенности здоровья будущего малыша не сможет даже специалист.
Миф десятый: ЭКО-дети имеют неполноценные гены и чаще болеют
Методике экстракорпорального оплодотворения уже несколько десятков лет — и столько же лет ведутся исследования здоровья малышей «из пробирки». Как выяснилось в результате масштабных исследований датских ученых (Danish Cancer Society Research Center), у таких детей действительно несколько выше риск врожденных аномалий и даже развития рака. Но не спешите паниковать, разница составляет крошечные доли процента: если у зачатых без ЭКО детей такая вероятность 0,00012%, то «детей из пробирки», согласно новым данным, она 0,00029%.
Однако причина вовсе не в способе зачатия. Дело в том, что ЭКО требуется парам с патологиями, которые мешают завести ребёнка естественным путем. То есть с точки зрения статистики у них выше количество заболеваний — и наследственных в том числе. Они-то и передаются детям чаще, чем при обычном зачатии у здоровой пары.
Ну а генетики говорят, что ЭКО-способ ничем не отличается от природного: специалисты просто помогают сперматозоиду и яйцеклетке встретиться в комфортных условиях, никак не вмешиваясь в работу генов.
Одно известное исключение на сегодняшний день — эксперимент китайского ученого по коррекции человеческих генов для рождения детей, устойчивых к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ). Эксперимент неэтичный (хотя и проводился с согласия родителей), широко осуждаемый во всем мире, в том числе и потому, что такие генетические модификации влияют на здоровье и продолжительность жизни рожденных малышек в отрицательную сторону, и предугадать все последствия мы не можем.
Чтобы точнее узнать, от кого ребёнок наследует какие гены и как это изменяется с возрастом родителей, читайте нашу статью «От мамы или от папы: чьих генов (и мутаций) у ребёнка больше?»