Раньше при желании взять в семью ребёнка из детского дома, интерната, Дома малютки от будущих родителей требовалось соответствовать формальным показателям: доказать, что у нового члена семьи будет, где и на что жить, что родители здоровы и не имеют правовых ограничений к усыновлению. Однако вот уже 5 лет, как работает новое требование: все будущие папы и мамы обязаны пройти курсы в Школах приемных родителей. Зачем это нужно?
С чего начинаются курсы будущих родителей?
Приемные родители при усыновлении берут на себя «двойную ношу»: ребёнок не родной, со своими особенностями, и для того, чтобы принять его в семью, необходимо точно знать, зачем мама с папой решаются на такое. И примерно представлять себе, что можно ожидать в период адаптации, какие особенности у приемных детей, побывавших в госучреждениях, и как с ними лучше ладить.
Однако первое, на что обращают внимание на курсах, — мотивы кандидатов в родители. Очень важно осознавать, какие цели и потребности есть у взрослых, и не окажется ли ребёнок в ситуации, когда он не соответствует несбыточным мечтам и вернется в детский дом?
Второй аспект курсов — разъяснение особенностей приемных детей. Далеко не все они одинаковы, но травмы, пережитые детьми, заставляют их вести себя и чувствовать мир по-особому. И с абсолютным большинством построение теплых, близких отношений потребует много сил и знаний. К этому также надо быть готовыми.
Чему учат приемных родителей?
В зависимости от организации, ведущей курсы для кандидатов в приемные родители, схема обучения может изменяться. В среднем она разбита на несколько этапов и занимает от 70 до 150 часов. Чем дольше, чем подробнее — тем лучше подготовка взрослых. Однако в некоторых случаях Школы приемных родителей могут предоставить ускоренный курс на основе индивидуальных занятий со специалистами. Это необходимо, если взять опеку хотят родственники ребёнка, у которого погибли или только что лишены родительских прав мать и отец. Такие курсы помогают снизить период или полностью исключить возможность распределения ребёнка в госучреждение, чтобы избежать дополнительных травм.
В любом варианте обучения все проходят обязательные части курсов:
- работа с психологом для осознания своих мотивов, ресурсов, как родителя, понимания целей усыновления. Консультации наедине и групповые тренинги позволяют взрослым осознать, зачем им нужен ребёнок, каким они видят свое родительство и его детство в семье. На данном этапе могут отсеиваться до трети кандидатов в приемные родители. Кто-то самостоятельно решает, что такая «ноша» ему не по плечу, кому-то настойчиво рекомендуют специалисты подождать с усыновлением;
- следующий блок — теория о развитии детей вообще и психологических особенностей ребёнка из детского дома в частности. Тут рассказывают, какие реакции могут быть у усыновленных или взятых под опеку детей разного возраста, как влияет эмоциональная травма на детскую психику, какие этапы родители и ребёнок будут проходить в период адаптации, и как долго он продолжается, и т. д.;
- на занятиях, посвященных юридическим аспектам, кандидатам в приемные родители помогают понять аспекты опеки, усыновления, прав взрослых и детей, особенностей взаимодействия с социальными службами.
В некоторых Школах приемных родителей, как правило, принадлежащих благотворительным фондам, могут организовываться выезды в приюты и детские дома для более близкого знакомства с миром детских госучреждений и особенностями детей в них.
По окончанию учебы будущие родители проходят заключительный «экзамен». Если после первого блока самопознания отсеивается примерно 30%, то до экзамена не доходят еще 10-15. На основании курса обучения специалисты формулируют заключение «студента», которое отправляется в органы опеки. При этом заключительный вердикт о пригодности взрослого к роли усыновителя, опекуна, попечителя выносят специалисты опеки, и он может быть положительным, даже несмотря на возможное отрицательное решение психологов Школы.
Желание иметь ребёнка — одно, но разное
Как правило, наиболее «проблемными» будущими родителями становятся те, кто явно или неосознанно пытается компенсировать травмы, утраты, отсутствие возможности, даже временной, завести «своего», родного ребёнка. Если решение об усыновлении принимается из-за безысходности сложившейся в семье ситуации, бесплодия, перинатальной утраты, то специалисты настойчиво рекомендуют сначала проработать последствия травмы и точно выяснить свои мотивы и ожидания от топота маленьких ножек в доме. В противном случае и родителей, и ребёнка могут ждать большие разочарования, протесты, внутренние и внешние, активное сопротивление и недовольство друг другом. Все это — далеко не лучшие чувства для совместной жизни. Ребёнку будет особенно трудно проходить адаптацию в такой семье, а сами родители значительно рискуют и психологическим здоровьем, и сохранностью брака.
В подобных случаях оптимальный вариант — переждать, дать себе время понять свои цели и стремления, оптимально — проработать травмы и свои особенности с психологом или психотерапевтом. И, если желание усыновить ребёнка будет по-прежнему присутствовать, опять вернуться в Школу приемных родителей.
В ситуации, если усыновление планируется одиноким кандидатом в приемные родители, еще более важно понимать цели и мотивы.
Вариант «пригреть несчастного сироту» также ненадежная мотивация. И второй блок, теоретические основы особенностей детей в приемной семье, помогает осознать, что ребёнок не обязан быть благодарным там, где от него этого требуют. И такие причины — крайне ненадежная база для создания полноценных отношений.
Какие мотивы специалисты считают положительными? Если по итогу саморефлексии кандидат в приемные родители может честно сказать, что он просто хочет ребёнка, не важно, родного или приемного, — с этой базовой установкой можно эффективно работать и рассчитывать на успешное появление в семье нового родного человечка.