Воспитание детей не обходится без запретов. В первую очередь они необходимы для защиты ребёнка от различных опасностей, которые ему пока непонятны. Нормально и понятно поведение родителей, запрещающих без разрешения брать острые предметы, спички, электроприборы, в одиночестве гулять на улице, далеко уходить от дома, разговаривать с незнакомыми людьми, есть немытые фрукты и тому подобное. Но при этом довольно часто встречаются мамы с повышенной тревожностью, которые стараются ни на минуту не оставлять ребёнка без контроля. Им проще все сделать самим и таким образом исключить малейшую опасность для малыша. Такой подход таит определенную опасность для развития и социальной адаптации малыша. Психологи выделяют несколько вещей, которые не только не надо запрещать, но, напротив, мотивировать ребёнка на их выполнение.
Проявление эмоций
Дети в силу своего возраста очень чувствительны и эмоциональны. Эмоция для них — первое проявление реакции на событие. В отличие от взрослых дети и радуются, и огорчаются со всей силой и непосредственностью своей натуры.
В некоторых семьях такое поведение приравнивается к невоспитанности и истеричности, детей учат хорошо себя вести — сдерживать свои эмоции, не плакать, громко не смеяться, не капризничать.
Хорошее поведение и правильные манеры, конечно, важны для общения с другими людьми, но полностью подавлять детские эмоции нельзя. Они имеют свойство накапливаться и проявляться истериками и психосоматическими болезнями.
Активные игры на прогулке
Физическая активность не просто нужна ребёнку, а очень нужна, и родители должны это понимать и не удерживать малыша от прыжков и беготни. Удовлетворяя потребность в физической нагрузке, дети развиваются и физически, и умственно. При этом они сбрасывают накопившуюся энергию и эмоциональное напряжение.
Беспокоясь о безопасности малышей, родители ограничивают их активность, что целесообразно в транспорте, в магазине, на дороге, на высоте. Там, где есть реальная опасность.
Но на специальных детских и спортивных площадках, во дворе под присмотром взрослых нет смысла ограничивать подвижные игры, лазание, катание на велосипеде, самокате, игры с мячом. Наоборот это нужно поощрять. Прогулка нужна для того, чтобы дети весело провели время, нагуляли аппетит, укрепили иммунитет играми на свежем воздухе.
Дома для них можно организовать спортивный уголок, водить детей на стадион, записать в спортивную секцию.
Игры с домашними животными
Практически все дети хотят, чтобы в доме были домашние животные — кошка, собака, хомяк, попугай. Для родителей, понимающих серьезность такого решения, животное в доме становится дополнительной нагрузкой.
Тем не менее, животное в доме успокаивает, учит ребёнка гуманности, заботе, ответственности за питомца. С животным можно играть, баловаться, общаться, учиться сопереживать, заботиться.
Не следует сразу отказывать ребёнку, можно пойти более правильным путем — обсудить на семейном совете все нюансы содержания животного, выбрать наиболее подходящего зверька со спокойным характером, не требующего сложного ухода: кошка, черепаха, морская свинка — кому кто больше нравится.
Если у ребёнка было хоть одно животное дома, о котором он заботился, то во взрослой жизни он вряд ли будет обижать животных.
Помощь родителям
Многие родители подростков жалуются, что сын или дочь не помогают в домашних делах и не хотят выполнять просьбы родителей. Но если вспомнить их поведение в то время, когда малышу было 2-3 года и он рвался помогать, то от родителей он слышал только окрики и запреты.
Маме проще самой собрать вещи, помыть посуду, полить цветы. Неловкие пальчики ребёнка обязательно уронят посуду, разольют воду, сделают вкривь и вкось. Малыш может подмести ковер, потом этим же веником пройтись по кровати и другой мебели. Во время мытья посуды ребёнок может разбить чашку, вылить все моющее средство. Поэтому мамы часто запрещают маленьким детям помогать по дому. После их помощи уборки еще больше.
А в результате, когда ребёнок вырастает, у него отбивается желание помогать и проявлять инициативу. Нужно терпеливо и с поощрением принимать попытки ребёнка помочь, обязательно поручать им посильные дела, учить и непременно хвалить. Даже если что-то не получается.
Самообслуживание малышей
Часто родители чуть ли не до школьного возраста кормят и одевают своих детей. Так они проявляют заботу и ускоряют процесс. Но без навыков самостоятельности ребёнок вырастет инфантильным и неумелым, что станет впоследствии причиной неудач во взрослой жизни.
Доверять ребёнку столовые приборы можно уже с полутора лет. Сначала у малыша будет плохо получаться есть самостоятельно. Он будет изучать еду руками, проносить мимо рта и размазывать по лицу и по мебели.
Но потом моторика рук принесет пользу для развития интеллекта и осознания себя самостоятельной личностью. Ребёнку, умеющему есть, одеваться, пользоваться горшком, будет легче в яслях и детском саду, над ним не будут смеяться сверстники, нанося психологическую травму. Нужно просто в самом начале проявить терпение и не торопить процесс, дать возможность стать самостоятельным.
Исследование предметов
Порядок в доме и маленький ребёнок — редкое сочетание. То, что родители называют порчей игрушек, на самом деле является исследовательской деятельностью малышей. Им интересно внутреннее устройство предметов, разбор кукол и машинок на детали полезен для развития интеллекта.
Не нужно запрещать детям подобные манипуляции, а уменьшить материальные расходы можно правильным выбором подарков. Ребёнку можно купить дешевые игрушки, предложить ненужные вещи, старые коробки, вышедшие из строя приборы. Они должны быть безопасными, без острых краев и мелких деталей. Ценные вещи надо положить вне досягаемости детей.
Иногда резинки, палочки, кастрюли, прищепки и пакеты занимают детей гораздо дольше, чем самые дорогие игрушки.
Личное мнение детей
Уважение родителями мнения ребёнка научит его принимать решение, думать, договариваться. Есть ситуации, когда к мнению детей надо прислушиваться. Это выбор одежды, еды, мультфильма, места воскресного семейного отдыха. Малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, и это поможет созданию доверительных отношений с родителями.
Когда мнение ребёнка и желания с раннего возраста учитываются, он учится быть самостоятельным, принимать решения. Такой ребёнок не вырастет инфантильным и может многого добиться, не оглядываясь постоянно на маму.
Чем больше свободы дается ребёнку в детстве, тем больше возможностей и больших целей у него будет в жизни. Разумеется, нужен и разумный контроль, но он должен быть почти незаметным, чтобы не обрубать на корню все желания малыша.