«Я длинный, я толстый, я коротышка, а я темнокожий»… Эта песня — часть программы воспитания детей США в духе толерантности ко всем окружающим людям, отличающимся между собой. Нужны ли такие программы нашим детям, ведь, казалось бы, у нас различия в обществе выражены не так ярко? Что такое — толерантность в период счастливого детства, почему в других странах придают ей такое значение?
Откуда берется нетерпимость у малышей, что означает толерантность для детского возраста и что делать, если ребёнок ведет себя некорректно или сам становится жертвой насмешек, агрессии по причине внешних или поведенческих отличий, рассказывает MedAboutMe.
Детские предубеждения: пол, возраст, национальность, цвет кожи и многое другое
Как ни удивительно это слышать, но дети формируют свои собственные предубеждения в довольно раннем возрасте. Исследование доктора Филлис Кац доказало, что уже полугодовалые дети способны различать пол и расовую принадлежность. А более трети трехлетних малышей, живущих в многонациональном социуме, ассоциируют свою расу с положительными качествами и выражают явные предпочтения. Изучают выбор малышей с помощью картинок детей с различной внешностью и вопросов: «Кто из этих детей получил приз, как самый умный?», «Какой ребёнок пролил краску на пол?» и т. п.
От таких детских убеждений трудно избавиться. Тем более, что и взрослые, даже самые терпимые и честные, могут иметь неосознанные предубеждения и транслировать их ребёнку. Доктор философии Дэвид Дэстено изучал изменения в предубеждениях у взрослого населения в процессе нарастания таких эмоций, как раздражение и гнев.
Именно эта реакция ответственна за шовинистические высказывания в процессе спора, конфликтов, даже во время вождения автомобиля и стояния в пробках на дороге: количество снисхождения к своему полу, национальности, социальной принадлежности растет, также, как и увеличивается негативное отношение к людям, отличным от нас по каким-либо показателям.
Эти предубеждения впитываются детьми, причем не только на вербальном уровне. Если при встрече с группой людей другой национальности родитель берет ребёнка за руку, старается обойти стороной, это тоже посылает свои сигналы.
Предпочтения своего вида — естественный природный инстинкт. Но выражение предубеждений не лучшим образом влияет на адаптацию детей в обществе, и ранний возраст оптимален для коррекции подобных отклонений в формировании образа мышления.
Воспитание толерантности в детях
Для начала стоит определиться с термином. Толерантность нередко воспринимают как необходимость терпеть что-либо негативное, исходящее от непохожих на нас субъектов, будь то национальность, религия, физические или психические особенности развития и так далее.
Однако базис толерантности — право каждого на индивидуальность, личностные отличия. Для того, чтобы легко и гармонично функционировать в обществе, ребёнку нужно окружение, которое будет воспринимать его со всеми особенностями и характеристиками. Это двусторонний процесс, и значит, ребёнок также без предубеждений должен относиться и к окружающим.
Толерантность — особенность мировоззрения, активная социальная позиция, позволяющая человеку общаться и взаимодействовать со всеми людьми, а значит, ему становится легче жить в социуме. И это качество действительно стоит развивать.
Один из примеров, используемых педагогами для детей-дошкольников, построен на использовании фруктов для разъяснения смысла равноценного отношения ко всем.
Группе детей предлагают «исследовать» лимоны: подбрасывать, нюхать, катать по полу, кусать… Потом педагог собирает все фрукты в коробку и предлагает детям узнать свой. Как ни удивительно, это вполне возможно, и малыши успешно распознают свои помятые, покусанные цитрусы с отколупанной коркой. Ведь внешне они выглядят разными.
После этого лимоны очищаются от корки, и оказывается, что внутри они — все одинаковые. Также, как и все мы внутри — люди, homo sapiens, неважно, какого цвета, образа жизни, пола или типа мышления.
Что делать, если ребёнок или его окружение ведут себя нетерпимо?
Программы дошкольного воспитания и темы по развитию толерантности, включаемые в уроки курса самопознания или внеурочные занятия в школах, помогают детям узнавать о различных культурах и обычаях, понимать суть человеческих ценностей и осознавать необходимость терпимого отношения друг к другу. Но это стратегические основы воспитания, а что делать родителям, которые у себя дома слышат от ребёнка негативные высказывания, основанные только на половой или, например, национальной принадлежности детей из группы детского сада или сталкиваются с буллингом (преследованием) ребёнка в классе?
Развиваем толерантное отношение в ребёнке
- Поднимайте тему различий самостоятельно. Путь каждого человека, и маленького в том числе, уникален. Укажите отличия своего малыша от других: он может быть ниже, носить очки и отлично играть в футбол. Спросите, какие отличия он замечает в других детях, и обсудите тот факт, что некоторые люди считают эти отличия чем-то странным, страшным или неприятным, но в вашей семье такое не приемлемо.
- Приводите интересные примеры: Альберт Эйнштейн, как известно, ужасно учился и плохо себя вел. А Джастина Тимберлейка высмеивали за то, что в футбол он играть не умел, и был совсем не спортивным, физически слабым мальчиком, увлеченным музыкой. Ну а у известного оратора, писателя, певца, миллионера и отца двоих детей Николаса Вуйчича от рождения фактически нет ни рук, ни ног. Ты хотел бы дружить с такими людьми? А если встретил бы их в школе, пока они не стали известны?
- Выявляйте примеры нетерпимости в фильмах или в каких-то ситуациях, используйте их в качестве обучающих моментов, тем для обсуждений, что хорошо и что плохо, и какими бы вы хотели видеть своих детей. В случае такого поведения со стороны своего ребёнка сразу пресекайте и объясняйте, почему это плохо не только для других, но и для него самого.
- Демонстрируйте открытое отношение к другим культурным ценностям: посетите Этнопарк в Подмосковье, музеи других культур, остановитесь у мечети, чтобы рассмотреть мозаику, читайте книги, в которых описаны семьи, не похожие на ваши. Блюда национальных кухонь, различные традиции встречи Нового года, изучение других языков открывают ребёнку мир возможностей создания новых предпочтений, не ограничиваясь уже существующими.
- Отмечайте особенности, праздники, вспоминайте традиции своей культуры. Рассказывайте детям об истории своей семьи. Специалисты сходятся во мнении, что ребёнок, ценящий свои особенности и отличия, имеет меньше причин для ненависти и негатива к окружающим.
Что делать, если ребёнок становится жертвой?
- Убедитесь в физической безопасности ребёнка. Если такой уверенности нет, свяжитесь с ответственным взрослым или уполномоченным специалистом: педагогом, руководством заведения, отделением полиции. Если ребёнок пока вне опасности, но переживает за вероятное развитие событий, поощряйте его не закрываться, а говорить о чувствах и ощущениях.
- Усиливайте и укрепляйте убеждение ребёнка, что то, что произошло, было неправильно, и это ни в коем случае не его вина.
- Подготовьте ребёнка для будущих ситуаций, разучите ответ на обзывательства, например: «Не называй меня так, это не мое имя!». Если это не помогает — обращайтесь к педагогу, взрослому, регулирующему отношения в группе и добивайтесь признания проблемы.
Мы живем в очень разнообразном обществе. Вакуум нравственно-культурных ценностей, образовавшихся в 80-90 года, только начинает заполняться. И то, насколько комфортно и безопасно будет жить завтра, зависит от того, как мы растим наших детей сегодня.