Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Детские болезни
Постканикулярный синдром у ребенка
4.7

Постканикулярный синдром у ребенка

Как часто возвращение из отпуска омрачает мысль о необходимости снова идти на работу, возвращаться к каждодневной деятельности. Даже самая любимая профессия может сопровождаться парой недель так называемой постотпускной депрессии, при которой сконцентрироваться на труде становится очень непросто, эффективность работы снижается, а усталость так и наваливается. Хотя только-только закончился отличный отпуск! Дети, которым еще и работать-то не надо, находятся при возвращении к учебе точно в таком же состоянии. Каникулы позади, впереди встреча с одногруппниками и одноклассниками, вперед, к новым знаниям и победам! Однако ребенок переживает постканикулярный синдром, вполне схожий со взрослым депрессивным расстройством в постотпускное время. Рассказываем, почему это происходит, как помочь вернуться за парту, и какая возможна профилактика в домашних условиях.

Адаптация ребенка к школе: каждый год заново

Адаптация ребенка к школе: каждый год заново

Летние каникулы длятся целых три месяца. Кажется, за это время можно отлично отдохнуть, расслабиться, накопить сил и здоровья для новых триместров за партой или в детском саду. И уж, конечно, чем больше отдыхаешь, тем легче вернуться к делу, и тем меньше болезней грозит малышу или школьнику. Так?

В целом так, но есть нюансы. Периоды отдыха нужны и взрослым, и детям. Но если переход от спокойного и размеренного отдыха без будильника и четких режимных моментов к школьному или детсадовскому режиму резок и внезапен, то дети в ответ начинают вдруг сильно уставать, отказываться просыпаться, учиться, а еще быстро заболевают. Как будто бы не было трех солнечных, наполненных отдыхом и витаминами летних месяцев, а только что закончилась суровая холодная зима. Почему это происходит?

Все точно так же, как и во взрослом мире, только еще более выражено. Если два противоположных режима дня сменяются без периода адаптации, то при более регламентированном режиме (подъеме в 7 утра, школьных занятиях, требующих концентрации, и т. д.) организм начинает потреблять большее количество как физических, так и психических ресурсов. Вместо концентрации и настроенности на восприятие знаний возникают несобранность, мечтательность, мозг переходит в режим «сохранения энергии». Кратковременная память детей перегружается внезапно выросшим объемом знаний и требований. Как результат — ребенок испытывает стресс, падает сопротивляемость организма, снижается иммунитет.

Это состояние может настигать детей после любых каникул, но вот лето, длительный отдых, вызывает его чаще всего. У педиатров есть особый термин для такого явления — болезни 7 сентября. Ровно неделя требуется иммунитету, чтобы в состоянии стресса организма перестать оказывать должное сопротивление инфекциям. После первой недели учебы резко возрастает заболеваемость у большинства школьников. И это лишний раз доказывает, что явление постканикулярного симптома — это не «блажь», «лень» или «расхлябанность», а врачебный факт. Дети, не готовые к началу учебного года, заболевают от возвращения за парту.

Как можно подготовить детей и какие меры профилактики советуют специалисты?

Режим — основа здоровья детей

Это взрослые могут силой воли заставить себя более-менее без потерь вернуться к рабочему режиму. Восстановление ресурсов у ребенка — процесс, далекий от уровня взрослого, поэтому дети к школьному расписанию дня сами без потерь в здоровье не возвращаются. Им придется помочь.

Основой успешного возвращения в детский сад или за парту, точно так же, как и при первом посещении садика и школы, становится налаживание режима дня дома. И этим надо заниматься взрослым.

Время для занятий, математики или чистописания до начала школы выделять не обязательно. Но непременно надо начинать будить детей в те часы, когда придется вставать с началом сентября, помогать возвращаться к быстрому умыванию, переодеванию, а также придерживаться графика приема пищи, соответствующего расписанию учреждения. Завтрак — рано утром, дальше второй завтрак или обед, полдник и т. д. Все должно происходить в те часы, в которые ребенок будет питаться следующие 9 месяцев, это необходимо, чтобы его пищеварительная система успела адаптироваться, и уроки не прерывались чувством голода или потребностью пойти в туалет.

При ранних подъемах не стоит сразу же ждать раннего отбоя. Ритм сна и бодрствования регулируется не сразу, и этим тоже придется заняться. Ложиться спать надо опять учиться в положенное время, даже если сон наступать будет не в первые полчаса.

Профилактика постканикулярного синдрома

Профилактика постканикулярного синдрома — это не только режим дня, сна и питания. Надо обязательно помнить, что проблемы у детей возникают из-за сочетанного психоэмоционального и физического напряжения. И если физиологию можно «успокоить» режимом и тренировками, то психике нужны особые меры профилактики от стресса.

В первую очередь забудьте о напоминаниях, кто ленился заниматься на каникулах, и кому учитель будет ставить «двойки». Если ребенок боится педагогов, плохих отметок, а особенно — реакции родителей, то учиться на «отлично» ему становится намного труднее. Неуверенные в родительской поддержке дети даже с высоким уровнем интеллекта ощущают страх, тревогу и плохо концентрируются у доски, во время тестов и контрольных. Получается, что знания отличные, а отметки посредственные. Поэтому первым делом подбодрите ребенка, убедите, что любите вы его не за отметки, а заодно расспросите, что тревожило его в прошлом году в школе и что хотелось бы изменить.

На втором этапе профилактики школьного стресса надо напомнить, что учиться, может быть, не всегда интересно, зато сколько нового ребенок успел освоить, и как он сильно отличается от того, кто шел в школу в прошлом году! Еще год назад он не знал таблицу умножения (забывал чистить зубы, не бегал стометровку), а в этом умеет столько всего нового! Такими замечаниями создается не только установка на учебную деятельность, но умение преодолевать сложности.

В-третьих, есть маленький, но очень важный этап профилактики, который надо обязательно не пропустить: поинтересуйтесь у детей, как бы им хотелось провести следующее лето. Это — гарантия для ребенка, что, каким бы ни был длинным учебный год, он закончится, и впереди опять будут каникулы. А оптимизм и надежда на будущее — тоже фактор, защищающий нас от стрессов.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Loading...

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Детские болезни / Под ред. Баранова А.А.. - 2012