Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Психология детей
  6. Как уберечь ребенка от зависимого поведения?

Как уберечь ребенка от зависимого поведения?

Как уберечь ребенка от зависимого поведения?

Каждый ребенок в семье сталкивается с установками и правилами, которые диктуют родители. Занимаясь воспитанием, взрослые чаще всего используют бессознательную тактику общения. Что это значит? Мать и отец опираются на пример того, как воспитывали их и стараются уберечь детей от тех психологических травм, которым сами подверглись в детстве. Бывает так, что родители руководствуются ошибочными и неправильными методами воспитания. Например, такими:

  • детей нужно держать в «ежовых рукавицах», чтобы они не «сели на голову»;
  • ребенку нельзя ничего запрещать — неизвестно, с какими трудностями ему придется столкнуться в жизни;
  • любить ребенка — это значит никогда не ругать его;
  • все лучшее следует отдавать детям, и только потом — себе;
  • если отвечать на все вопросы ребенка и постоянно быть рядом с ним, то его легко избаловать;
  • ребенок должен всегда и во всем слушаться родителей. Любое непослушание наказуемо.

Существует прямая связь между воспитанием в детстве и зависимым поведением во взрослой жизни. Зависимостями в данном случае считаются алкоголизм, наркомания, пристрастие к игровой деятельности, привычка «убивать» себя на работе, стремление к разрушительным отношениям. Почему одни дети, вырастая, являются психически здоровыми людьми, а другие страдают от вредных привычек или зависимых отношений? Каков вклад родителей в то, что судьба ребенка не является благополучной? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.

Связь вредных привычек с психикой ребенка

Связь вредных привычек с психикой ребенка

Говоря о том, почему ребенок приобретает тягу к зависимому поведению, можно выделить несколько моделей неправильного воспитания, оказывающих отрицательное влияние на психику.

  • Игнорирование детских потребностей в младенческом возрасте и старше.

Когда родители не замечают эмоций маленького ребенка, его желаний — он плачет в своей кроватке или улыбается, но взрослые не дают ему в ответ эмоционального отклика, а лишь механически выполняют свои обязанности по уходу за ним — ребенок постепенно привыкает чувствовать себя брошенным и никому не нужным.

В большинстве случаев это приводит к тому, что потребность чувствовать связь с матерью не удовлетворяется и малыш страдает. Когда он вырастет и станет взрослым, то велика опасность того, что он бессознательно будет искать «маму» во внешнем мире. Так люди приобретают зависимость от алкоголя или других токсических веществ — употребление дает им временное облегчение, иллюзию того, что они, хотя бы на время, становятся нужны кому-то.

  • Унижение ребенка, эмоциональное насилие над ним.

Если дети в детстве подвергаются унизительному обращению — со стороны родителей или других взрослых людей — самооценка и уверенность в себе снижаются. Если рядом с ребенком нет надежного взрослого, который поддержал бы его, то он постепенно привыкает к мысли о том, что он хуже всех и не достоин ничего хорошего в этом мире. Вырастая, ребенок стремится к бессознательному саморазрушению. Алкоголизм, наркотики, трудоголизм, токсичные отношения — прямой путь к тому, чтобы разрушить себя.

  • Тяжелые, невыносимые или опасные для жизни и здоровья условия.

Так бывает в асоциальных семьях, где взрослые сами обладают вредными привычками, постоянно скандалят, применяют физическое насилие к ребенку или друг другу. Дети в этом случае получают психологическую травму. Если жизнь в такой реальности становится невыносимой, бессознательно они будут стремиться уйти от нее — с помощью токсических веществ, виртуальных игр, экстрима, таких же патологических отношений с партнером.

Отсутствие контакта и любви

Бывает, что дети воспитываются родителями, которые эмоционально отстранены от них. Ребенок может появиться на свет после случайной связи, быть нежеланным или незапланированным, и тогда мать не чувствует к нему любви, а воспитывает механически, просто поддерживая его существование.

Дети чувствуют себя живыми психологически, только если близкие люди — родители, мать, человек, который замещает ее — эмоционально откликаются на их проявления. Этот процесс важен еще в начале вынашивания и в первый год жизни ребенка. Не получая эмоционального отклика, дети растут, не зная, что такое родительская любовь.

Когда они становятся взрослыми, то могут иметь нарушения психики, близкие к пограничным расстройствам личности. Они часто говорят: «У меня такое чувство, что меня нет», «Я плохо ощущаю свое сознание и тело». Кроме того, у таких людей достаточно частыми являются проблемы с употреблением алкоголя и других наркотических средств. Состояние опьянения или временного удовольствия позволяет им почувствовать, что они живут. Ощущение ужаса от того, что тебя как будто нет, заставляет их снова и снова возвращаться к вредным привычкам.

Важно не просто любить ребенка, или думать, что ему достаточно родительского внимания, но каждый раз отзываться на его эмоциональные проявления — улыбками, прикосновениями, ласковыми словами, теплым взглядом, укачиванием, поглаживаниями, поцелуями родители передают детям твердое ощущение того, что они есть, приняты и нужны в этом мире.

Равнодушное отношение родителей

Равнодушное отношение родителей

На чувства и желания ребенка нужно отзываться не только в младенческом и раннем возрасте, но и на протяжении всей жизни, пока дети зависимы от взрослых. Например, если ребенок в подростковом возрасте тяжело переживает данный период и, в то же время не находит понимания у взрослых близких людей, то велик риск того, что у него может развиться пристрастие к токсическим веществам.

Причинами пагубных привычек также будут выступать потребность подростка в принятии, ощущение собственной важности и значимости, и, в то же время желание почувствовать себя отдельной личностью, самостоятельным человеком.

Чем меньше родители дают это ощущение ребенку в подростковом возрасте, тем больше вероятность того, что он станет создавать его искусственно — через алкоголь, наркотики, виртуальные игры, связь с плохой компанией. Позже, такие выросшие дети, которые потом оказываются на приеме у психоаналитика, говорят о своем детстве примерно так: «Родителям было наплевать на меня», «Матери и отцу было все равно, что со мной происходит», «В моей семье меня никто не слушал и не замечал».

Дети в подростковом возрасте входят в трудный период и также нуждаются во внимании и поддержке, как малыш после рождения. Однако подростка нужно не нянчить, а доверять ему, не пытаться сломать и изменить характер, а демонстрировать принятие его самостоятельности и независимости.

Как сохранить детскую психику здоровой?

  • Демонстрировать безусловное принятие и любовь;
  • учитывать детские чувства и потребности;
  • проявлять понимание и жалеть, когда детям больно — физически или психологически;
  • никогда не показывать равнодушного отношения и не говорить таких слов, которые бы означали отсутствие внимания и любви;
  • воспитывать ребенка так, чтобы он чувствовал не только поддержку взрослых, но и собственные силы справляться с проблемами и трудностями.
Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4893 человека!