Развитие ребенка от 2 до 3 лет: кризис трехлетнего возраста

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

Третий год жизни ребенка — непростой период как для самого малыша, так и для его родителей. В 2-3 года маленький человек преодолевает один из кризисных этапов взросления. У него перестраивается психика, формируется внутреннее «Я», развиваются волевые качества. Малыш начинает настойчиво заявлять о себе, как о самостоятельной личности. В своем стремлении самоутвердиться он все чаще демонстрирует упрямство, своеволие и непослушание. Но, несмотря на протестные настроения и стремление к самостоятельности, трехлетняя кроха остается уязвимой, беспомощной и полностью зависимой от взрослых. Родителям нужно проявить максимум такта и терпения в этот переломный период. В их силах помочь малышу успешно преодолеть кризис взросления и в полной мере реализовать возможности развития.

Психическое развитие ребенка 3-х лет

Возраст 2-3 года — это период активного развития мышления и речи, овладения навыками общения и самообслуживания. На этом этапе ребенок быстро расширяет словарный запас, учится строить сложные предложения. С каждым днем у него улучшаются память и внимание. Он уже способен на 10-15 минут сосредоточиться на конкретном занятии, представляющем для него интерес. Трехлетний ребенок внимателен к объяснениям и рассказам взрослых. Он с любопытством вслушивается в разговоры окружающих и постепенно учится постигать логику их мыслей. В этом возрасте уже можно менять поведение малыша не только посредством переключения его внимания, но и силой убеждения.

Особенностью психического развития ребенка в возрасте 2-3 лет является формирование способности к продуктивной творческой деятельности. Трехлетка уже способен воспроизводить вымышленные ситуации, изображать воображаемых людей и животных. Ему становятся доступны такие виды деятельности, как рисование, лепка, игры с распределением ролей. Творческие занятия имеют большое значение для формирования детского интеллекта. Трехлетний возраст — это период, когда происходит активное развитие ребенка, закладываются основы его дальнейших успехов в музыке, рисовании, языках, математике и прочих сферах человеческой деятельности.

Кризис трехлетнего возраста у малыша

В возрасте 2-3 лет ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Каждый день он осваивает новые навыки, преодолевает трудности, решает сложные задачи и ждет от взрослых одобрения и похвалы. Родители, бабушки и дедушки являются для малыша образцом для подражания и непререкаемым авторитетом, но ребенок ощущает сильную потребность и в признании собственных достижений. В этом возрасте у него  формируется чувство собственного достоинства, он очень нуждается в положительной оценке своих поступков со стороны взрослых членов семьи.

В процессе активной деятельности у трехлетнего ребенка обязательно возникнут намерения, которые будут идти вразрез с желаниями родителей. Пытаясь добиться своих целей, он будет проявлять непривычную настойчивость и упрямство. Такой «испортившийся характер» на самом деле не что иное, как выработка внутренних позиций, формирование личности, прощупывание возможностей реализации «хочу» через «могу». Родителям придется искать компромиссные решения, чтобы, с одной стороны, не уронить свой авторитет в потакании детским капризам, а с другой — не помешать формированию у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Кризисные стадии развития ребенка — это время резких сдвигов, стремительных личностных перестроек. Хотя, на самом деле, неизбежным является не кризис, а переломный момент, характеризующийся быстрыми качественными изменениями личности ребенка. Такая перестройка может продолжаться недолго и быть некритической. При неблагоприятных обстоятельствах изменения затягиваются, протекают тяжело и именно в этом случае их называют кризисом. Если родители вовремя пересмотрят свои взаимоотношения с ребенком, примут его новые потребности и побуждения, то условий для возникновения кризиса не появится, и переход ребенка на качественно новую стадию развития пройдет гладко.

Рекомендации родителям

Большая ошибка — стараться сделать все за ребенка. Если малыш пытается сам одеться, умыться или выполнить любое другое посильное для своего возраста действие, нужно обязательно поощрять его инициативу. Родитель, который из-за экономии времени или по другим причинам пресекает попытки малыша совершать самостоятельные шаги, затягивает стадию взросления и мешает ему наработать соответствующие его возрасту навыки.

Умения не формируются с первого раза. Взрослые должны давать ребенку достаточно времени на освоение тех или иных действий. Нельзя сомневаться в его возможностях, подшучивать над ним или торопить. Малыш должен ощущать поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Но ценна только заслуженная похвала. Не стоит откровенно преувеличивать успехи ребенка. Если он не справился с заданием, нужно выразить уверенность, что у него обязательно получиться в следующий раз.

В трехлетнем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка. Возможности этого периода нужно использовать с максимальной выгодой: приобщать маленького человека  к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности, предлагать ему разные виды занятий, организовывать обучающие игры, поощрять его общение со сверстниками и поддерживать его во всех начинаниях.

Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу