Процесс воспитания строится на том, что родители учат ребёнка правильно себя вести, рассказывают ему об отношениях между людьми, советуют, как следует поступить. Очень часто, дети слышат от взрослых слова и фразы, которые играют большую роль в детской жизни и становлении характера. Некоторые из них популярны во многих семьях, передаются из поколения в поколение, считаются полезными для развития.
Когда родители говорят их, они искренне считают, что ребёнок, когда усвоит внушения матери и отца, будет расти культурным, воспитанным, принятым в обществе. В данной статье будут развеяны мифы о правилах, которые родители привыкли внушать детям.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияДети должны слушаться взрослых
Некоторые так часто говорят об этом, что перестают задумываться над смыслом данной фразы. Почти все родители хотят от детей послушания. Когда ребёнок не перечит старшим, с ним нет хлопот — он выносит мусор, делает уроки по первому требованию, не перебивает разговор взрослых, поступает так, как советуют родители, легко отказывается от своего мнения. Послушные дети вызывают положительные эмоции, и мать с отцом, воспитывая их, почти не имеют проблем.
Послушание — это замечательно, однако, не всех и не всегда должны слушать дети. Например, ребёнок, которому с раннего детства внушили такую мысль, может привыкнуть слушаться всех, кто старше его или что-то ему указывает. В таких случаях дети могут легко подвергаться манипуляциям и даже опасностям, например, уйти с незнакомым человеком, открыть дверь чужим людям, когда родителей нет дома и так далее.
Данную установку следует поменять на то, что ребёнок должен слушать родителей и других родственников, однако не забывать думать своей головой. Для того, чтобы дети приучились опираться на свое мнение, им нужно чаще задавать вопросы: «Что ты сам думаешь по этому поводу?», «Как ты считаешь?», «Как, по-твоему, можно решить эту проблему?» и тому подобные. Если всегда принимать решения за ребёнка и руководить им, то он легко станет внушаемым человеком.
Ребёнок должен терпеть и молчать
Иногда у ребёнка возникают трудности общения со сверстниками или взрослыми людьми. Именно от того, что говорят по этому поводу родители, зависит отношение ребёнка к своей личности и проявлению инициативы.
Бывает так, что детей бьют, обижают, неприятно подшучивают над ними, а мать и отец советуют им быть терпеливыми и не ввязываться в конфликт. Они говорят: «Будь умнее, не обращай внимания», «Промолчи, сделай вид, что ты ничего не слышал». Родители делают это, потому что считают, что «Хорошие и воспитанные мальчики и девочки не кричат, не дерутся, не ругаются». Культура поведения и чувство собственного достоинства — это хорошо, однако далеко не всегда они помогают сохранить самооценку.
Иногда способность защищать себя является единственным способом остановить детскую травлю. К тому же, дети должны знать, что они имеют право отстаивать свою честь, оберегать личные вещи и не позволять никому относиться к ним неуважительно.
У ребёнка все должно быть хорошо
Часто, занимаясь воспитанием, родители делают акцент на внешнем виде ребёнка, порядке в его комнате, отношениях с окружающими. «У тебя все всегда должно быть хорошо» — могут говорить они, когда ребёнок делится проблемой, злится или плачет.
«Нужно держать в идеальном порядке вещи, одежду, книги, тетради», «Постель всегда должна быть заправлена, посуда вымыта, портфель — собран заранее». Иногда взрослые так много думают о внешнем совершенстве, что перестают замечать за этим личность ребёнка и все, что происходит с ним.
У каждого человека бывают тяжелые, неудачные дни, когда ему ничего не хочется — работать, наводить порядок, общаться с окружающими. То же самое может случиться и с ребёнком. В таких случаях, взрослым важно обращать внимание не на то, что в комнате беспорядочно разбросаны вещи или он до сих пор не вынес мусор, а на то, что вызвало у него упадок сил и плохое настроение.
Ребёнок гораздо быстрее выполнит свои обязанности, если поделится с родителями тем, что его тревожит, получит от них совет и поддержку. Он такой же человек, как и все, и у него необязательно все всегда должно быть хорошо — он может ошибаться, быть неправым, переживать проблемы.
Дети должны думать о других
«Сначала нужно думать о других, а потом о себе» — так любят повторять родители, внушая детям, что спокойствие и радость окружающих людей важнее, чем собственные желания и чувства. Часто, мать и отец произносят эту фразу, когда хотят отучить ребёнка жадничать, желают воспитать в нем сочувствие и понимание.
Данное внушение приводит к тому, что дети отдают все другим, забывая о себе — игрушки, конфеты не умеют бороться за внимание родителей, педагогов. В результате, ребёнок, когда вырастает, не знает, чего он хочет, не умеет решать проблемы самостоятельно, не ценит свои усилия, не замечает достоинства. Он часто сравнивает себя с другими и ему кажется, что они — молодцы, много знают и умеют, а он не такой способный, умный, интересный.
Следует отказаться от внушения «Делай сначала другим, а потом себе». Способность помогать, быть щедрым, понимающим, добрым воспитывается личным примером и поучительными историями на эту тему.
Кроме того, сопереживать и оказывать другим поддержку, может только тот ребёнок, кто в детстве сам не был лишен родительского внимания, заботы и щедрости.
Рекомендации родителям
Прежде чем внушать что-либо детям о характере, жизни и отношениях, нужно хорошо подумать — какой посыл несет в себе та или иная фраза, установка?
В жизни и отношениях все относительно — например, трудно быть добрым и понимающим, когда кто-то откровенно глумится над недостатками или обижает слабых, нехорошо думать только о себе, когда рядом страдают окружающие люди, странно — веселиться и улыбаться, когда на душе «кошки скребут».
Хорошо, если родители будут приучать ребёнка к тому, что мир, жизнь и люди — разные и он тоже может быть разным и это является нормальным.
Быть искренним и честным по отношению к себе и другим — один из важных принципов, который полезно усвоить детям.
Прежде чем советовать и убеждать в чем-то ребёнка, нужно удостовериться в том, что родители сами соответствуют тому, о чем говорят. Дети, в большинстве случаев, запоминают не только слова, но и пример, который показывают им взрослые.