Дети в разном возрасте имеют разные потребности. Когда родители не знают об этом, отношения в семье могут портиться. Например, если ребёнок хочет что-то сказать или сделать, а мать и отец не слышат его, не признают его точку зрения, видят «свою правду», может произойти конфликт.
Чтобы этого не случилось, полезно понимать, что происходит с ребёнком на разных возрастных этапах развития. Эта статья поможет узнать, что нужно малышу, когда ему нет и года, в чем нуждается трехлетка, школьник и какие потребности стоят на первом плане у подростка. Если следовать природе ребёнка и его желаниям, отталкиваясь от возраста, то можно наладить отношения между взрослыми и детьми, потому что ребёнок в таком случае будет получать то, в чем нуждается в настоящий момент, а родители будут спокойны, ощущая свою нужность и эффективность.
Что нужно малышу?
Когда малыш появляется на свет, всем его миром и проводником в реальность становится мама. Если мамы нет, то ее заменяет человек, который чаще всех находится рядом с ним, отзывается на плач, заботится, кормит, держит на руках.
Нужно помнить, что новорожденные дети в первый раз в этом мире и для подтверждения своего существования и того, что с ними все в порядке, им необходим постоянный контакт с любящим взрослым, который всегда рядом. А если не рядом, то малыш кричит, и тогда взрослый подходит к кроватке и берет на руки, утешает, ласкает, разговаривает добрым, понимающим голосом. Такое любящее и заботливое поведение матери и отца необходимо детям, когда они еще совсем маленькие.
Через руки, голос, и контакт глаза в глаза младенец чувствует любовь, с помощью утешения и успокаивающих слов ощущает, что он в безопасности и с ним ничего плохого не случится.
Лишение ребёнка такой поддержки — равнодушие, грубое обращение, игнорирование плача — вызывает психологическую травму, может привести к невротическим проявлениям в будущем, наличию страхов, тревожности и неспособности доверять другим.
Дети раннего возраста
Возраст детей от года до трех лет считается кризисным. Ребёнок в это время впервые пытается по-настоящему отделиться от родителей. Он все стремится делать самостоятельно, не подчиняется правилам и требованиям, бунтует и протестует, опровергая все просьбы и наставления взрослых.
Что хотят дети в этом возрасте?
- Чтобы родители приняли их желание быть самостоятельным, но не бросали их в одиночестве и не лишали контакта.
- Чтобы родители были рядом, когда ребёнок интересуется тем, как все устроено, разделяли восторг и удивление от наблюдения за природой, животными, насекомыми.
- Чтобы мать и отец позволяли выходить наружу таким чувствам, как гнев, обида, сильный плач, злость, раздражение, желание обладать чем-либо, а не «гасили» их угрозами или шантажом.
- Чтобы родители не были равнодушными, не обижались в ответ на непослушание ребёнка и не пугали его «тетями» и «полицейскими», которые вдруг могут забрать его себе.
Малыш в три года противоречив: с одной стороны он очень нуждается в любви и внимании, а с другой пытается «отделиться» и быть независимым. Трудная, но выполнимая задача родителей на этом этапе — признавать и ту, и другую сторону его характера. Позволять ему отдаляться, но быть готовым прийти на помощь, не ругать за негативизм, но строить границы и воспитывать понимание слова «нет».
Ребёнок-дошкольник
Дошкольное детство — пора открытий, чудес и волшебства. Дети в этом возрасте становятся еще более интересными, любознательными и по-прежнему нуждаются в том, чтобы мама и папа были рядом. Теперь они видят в них товарищей по игре, задают странные и «неудобные» вопросы, строят отношения, расширяют круг общения.
Что нужно ребёнку в дошкольном возрасте от родителей?
- Чтобы мама и папа понимали, что растущий организм нуждается в активности, а любопытство, порой, не знает границ, поэтому не сильно ругали за шум в квартире, бой подушками и самодельные батуты.
- Чтобы знали о потребности говорить, спрашивать и узнавать новое и с пониманием относились к детским желаниям разобрать игрушку на мелкие детали, чтобы посмотреть, как она работает…
Ребёнок-дошкольник осваивает новый для него мир социальных отношений, потому ему важно, чтобы мать и отец становились на его защиту перед другими людьми — воспитателями, сверстниками, соседями — когда возникает такая необходимость.
С дошкольником нужно играть — много и интересно. Чем больше он играет, тем больше узнает об этом мире и тем быстрее и лучше развивается и растет.
Дети идут в школу
Школьная пора может быть не простой как для детей, так и для родителей. Учитывая современные требования общества к ребёнку, обилие информации и развивающих занятий, дети в этом возрасте так нуждаются в простом материнском и отцовском тепле, заботе и внимании. Когда их нет или очень не хватает, школьники становятся агрессивными, «уходят» в «плохие» компании, не хотят учиться или ведут себя антисоциально — воруют, лгут, дерутся.
Ребёнок-школьник не меньше, чем младенец ощущает потребность в том, чтобы быть нужным и конечно, находиться в безопасности. В этом возрасте у него активно формируется самооценка, поэтому положительная оценка со стороны родителей его внешности необходима как воздух. На этом этапе ребёнок начинает задумываться над тем, кто он и какой и поддержка взрослых его природных способностей, похвала и любовь — основа отношений со школьниками.
Школьник хочет, чтобы мать и отец не ставили учебу выше, чем его личность или общение с ним.
Он хочет чувствовать поддержку, знать, что был и остается самым лучшим для своих родителей, несмотря на то, что уже не является очаровательным малышом с пухлыми щечками.
Подростки и родители
Подростки во многом похожи на трехлеток — у них такая же цель «отделиться» — разница заключается в том, что родителям уже не под силу это «отделение» проконтролировать.
- Что хотят подростки от взрослых?
- Чтобы их оставили в покое и перестали воспитывать.
- Чтобы признали их право на свое мнение и самостоятельность.
- Чтобы позволили искать себя даже в занятиях, осуждаемых в кругу взрослых.
- Чтобы дали возможность экспериментировать с внешностью, хобби, характером.
- Чтобы поддерживали в начинаниях и верили в них.
- Чтобы давали возможность выбирать себе друзей и оставаться в одиночестве.
Иногда подростки похожи на «колючих ежиков», которые не позволяют обнять и поцеловать себя. На самом деле, они нуждаются в ласковых руках родителей, только не показывают этого, чтобы выглядеть взрослее.
Дети, с которыми родители сохранили теплые и доверительные отношения с рождения до момента их взрослости, растут счастливыми и благодарными взрослым за то, что те были рядом, поддерживали, позволяли им расти и быть самими собой.