Медитация для осознанности, прозрения, любящей доброты и прочих важных и вполне привлекательных целей сегодня, как говорится, в тренде. Можно невзначай упоминать о медитации или всерьез ею заниматься, самостоятельно или с помощью приложений и семинаров, посещать в группы и ездить на ретриты. Занятие популярное и даже, как утверждают многие, весьма полезное для здоровья, по крайней мере, психического.
Среди утверждающих есть и ученые. Публикуются работы о влиянии медитативных практик на это и на то. MedAboutMe разобрался, где правда, и что на самом деле делает медитация с телом и духом.
С чем сравнить медитацию?
Научных работ о медитации масса — более 25 000, и можно на свой вкус подбирать эффект от этого процесса. Причем влияние медитативных практик подтверждается в исследованиях даже с помощью магнитно-резонансной томографии. Но хотя аппарат обмануть нельзя и статьи были обнародованы, публикация не означает, что все написанное — истина. И вот почему.
При проведении исследований (а на тему медитации их уже проведено несколько тысяч) важный параметр — наличие контрольной группы, которая не получает или не делает того же, что основная группа участников. Однако в случае, когда речь идет о медитации (а также, например, о физической нагрузке), важно, чтобы группа не только была, а был установлен активный контроль.
Активный контроль — это сравнение группы медитирующих с группой людей, которые тоже чем-то занимаются столько же времени. То есть не просто сидят, а, к примеру, читают, поют, тренируются.
Активный контроль может быть неспецифичным и специфичным — в первом случае испытуемые просто чем-то заняты, во втором применяется реальная методика, которая предположительно способна влиять на психоэмоциональное состояние человека.
Журнал Jama internal medicine опубликовал обзор более 18 тысяч публикаций с 47 исследованиями влияния медитации, проведенных с активным контролем. Как выяснилось, супермодная медитация внимательности (Mindfulness) объективно не оказывает влияния на саму концентрацию внимания, а также не улучшает настроение, сон и не делает более эффективным процесс снижения массы тела. При этом было выявлено умеренное позитивное влияние на тревожность, депрессивное состояние, болевые ощущения, и слабое — на стресс.
Однако самое интересное в том, что в сравнении со специфичным активным контролем никаких преимуществ у медитации не оказалось. Она влияла точно так же, как, например, зарядка. Но влияла же?
Медитация или эффект плацебо?
Однако вот тут появляется еще одна проблема: даже если в протоколе исследования присутствует активный контроль, скрыть от участников, чем они занимаются — медитацией или зарядкой — невозможно. То есть слепой эксперимент не получится. И участники, считая медитацию (или зарядку) более полезной, могут поддаваться самовнушению. Но зато можно подменить одну технику медитации на другую.
Например, в BMC Psychology опубликован результат интересного эксперимента по эффективности медитативной техники Mindfulness. Она должна повышать уровень внимание и «открытость» мышления. Ученые решили оценить, насколько эта «открытость» способствует уровню аналитического мышления и критики к собственным рассуждениям.
Добровольцев разделили на две группы: в одной участники занимались по настоящим инструкциям Mindfulness, а в другой — по вымышленным, плацебо-инструкциям, которые, однако, неискушенный в духовных практиках человек может принять за медитацию. Так, в плацебо-группе предлагалось закрывать глаза и расслабляться. Обе группы практиковали «медитации» полтора месяца, 30 сеансов.
В итоге разницы между результатами участников обеих групп выявлено не было. Что настоящая техника медитации, что вымышленный вариант влияли на критическое мышление одинаково.
Медитация против насилия
Регулярно практикующие медитацию люди по общему убеждению к насилию не склонны — они не агрессивны, не испытывают (или, по крайней мере, не выражают) агрессию, и вообще если бы весь мир медитировал, мы были бы добрее и жили без войн. Такое утверждение ученые тоже решили проверить.
Scientific Reports опубликовал анализ исследований влияния медитации на уровень сострадания, эмпатии, агрессии. Как выяснилось, с агрессией медитация не связана никак — ее количество не изменяется у медитирующих. Сострадание и эмпатия подрастают — но, что удивительно, только с тех исследованиях, где не было активного контроля или же где соавтор работы сам преподавал техники духовной практики.
То есть ни доброте, ни ненасилию медитация не научит — этим качествам и особенностям поведения придется учиться иным образом.
А что показывает МРТ?
А что же с результатами магнитно-резонансной томографии, ведь томограф показывает (а ученые описывают) изменение активности мозга и даже размеров его участков в процессе медитации?
На самом деле уровень и локализация повышенной или пониженной активности мозга меняется постоянно и по различным причинам. Спорт, сон, курение, стресс — все это отразится в результатах МРТ. И сами по себе изменения не дают ценной информации. Кроме того, в подобных исследованиях нет активного контроля или ослепления процесса изучения.
Так полезна медитация или нет?
Полезна — потому что посидеть, подышать, подумать никому не помешает. Полезна, потому что многие практики (не только медитативные) действительно помогают сменить фокус внимания, избавиться от тревожных мыслей, восстановить ясность мышления.
Вредна — потому что на медитацию сегодня возложены огромные надежды (а интернет-гуру дают невыполнимые обещания), из-за которых вместо нужного лечения человек сидит и дышит. Нельзя вылечить депрессию медитацией, так же, как не получится вылечить серьезный перелом отдыхом. Но и отдых, и медитативные практики дадут возможность поднакопить ресурс для того, чтобы подействовала лекарственная терапия.
Так что если вам нравится медитировать — на здоровье! Вполне возможно, вы будете субъективно ощущать ясность мышления, прилив сил и доброту ко всему живущему. Наша психика и не на такое способна: в этой статье мы рассказываем об удивительных эффектах лекарств-плацебо. Но надо знать, что с тем же успехом можно заниматься зарядкой или пением, попутно накачивая мышцы или укрепляя легкие.