Ни для кого не секрет, что детство современных детей существенно отличается от детства поколения их родителей, и, тем более, поколения бабушек и дедушек. С самого раннего возраста они посещают большое количество кружков и секций, занимаются с репетиторами, много времени проводят в социальных сетях и практически не гуляют во дворе. Дети подвержены тем же проблемам, что и взрослые — стрессам и малоподвижному образу жизни. Требования к ним со стороны современной российской системы образования значительно выше, что не прибавляет им интереса к учебе.
Современные дети и школа
Современные дети подвержены куда более серьезным нагрузкам, чем их родители в то время, когда сами были школьниками. Некоторые посещают развивающие занятия уже с 3 лет, а с 5 уже занимаются полноценной подготовкой к начальной школе. Школьная программа также существенно усложнилась. Во-первых, первоклассники должны быть достаточно хорошо подготовлены, поскольку они учатся навыкам чтения, письма и счета еще до начала учебы. Во-вторых, домашние задания сложны и для родителей, поэтому они уделяют достаточно много времени его подготовке.
Огромное количество полезных занятий практически не оставляет детям свободного времени для отдыха, чтения любимых книг, игр со сверстниками. С одной стороны, дополнительное развитие положительно отражается на психике ребёнка, давая ему возможность попробовать себя в разных областях — музыке, робототехнике, спорте, иностранных языках. С другой стороны, в сочетании со слишком насыщенной и сложной школьной программой, оно приводит к повышенной утомляемости и стрессам.
Рано или поздно постоянный стресс приводит к потере мотивации в учебе и утрате интереса к школьным занятиям и дополнительному образованию. Результатом высокой загруженности становится постоянное бездумное чтение Интернет-страниц или просмотр видеороликов, не несущих никакой полезной информации. Поэтому поколение современных детей подвержено психическим проблемам —срывам, неврозам, подростковой депрессии.
Почему дети не любят уроки физкультуры?
Уроки физкультуры были и остаются одними из самых нелюбимых среди школьников. Именно их организация в немалой степени способствует отсутствию интереса к спорту во взрослом возрасте. Чаще всего школьники жалуются на однообразие занятий и необходимость сдавать нормативы. Более того, высокая конкурентность на уроках физкультуры является причиной конфликтов среди учеников и отрицательно отражается на самооценке тех ребят, которые не чувствуют себя достаточно сильными, ловкими и выносливыми.
Низкая материальная оснащенность, устаревшие нормы подготовки педагогов по физкультуре, занятия ради нормативов, а не ради удовольствия приводят к тому, что большинство школьников считают уроки физкультуры пустой тратой времени. Они по-прежнему вынуждены заниматься в тесных залах на устаревшем оборудовании, испытывая отвращение к сдаваемым нормативам.
Проблему низкой физической активности подрастающего поколения признают сами школьники, их родители и педагоги. Неприязнь к спортивным занятиям приводит к гиподинамии и болезням, связанным с ней. Лишь немногие учителя способны сделать спортивные занятия по-настоящему интересными и увлекательными.
Как учитель физкультуры может помочь детям полюбить спорт?
Учитель всегда играл существенную роль в развитии у школьников интереса к тому или иному предмету. От его личности во многом зависит, будет ли ребёнок с нетерпением ждать урока или с отвращением смотреть на часы в ожидании его окончания.
Хороший учитель физкультуры обладает теми же позитивными качествами, что и любой другой педагог. Он умеет найти подход к каждому конкретному ученику, знает его сильные и слабые стороны и не позволяет себе выделять одних, унижая других. Но, прежде всего, он должен любить свой предмет и заряжать школьников любовью к нему.
К сожалению, педагоги российских школ скованы жесткими рамками бюрократических процедур, подвержены профессиональному выгоранию и страдают от низкой оплаты труда. Поэтому у них мало возможностей для творчества и почти всегда отсутствует интерес к учебному процессу. Если добавить к этому довольно высокий средний возраст преподавателей физкультуры, то неудивительно, что они пользуются у школьников гораздо меньшим авторитетом, чем молодые и подтянутые.
Современные методы проведения занятий по физкультуре включают в себя элемент игры, а также аэробику, силовые упражнения и подвижные игры. Задача командной игры — прививать школьникам дух сотрудничества, а не соперничества, как это часто бывает. У менее ловких и физически развитых учеников не должно возникать чувство вины или комплекс из-за того, что они «подводят команду». Также полезно проводить занятия под музыку и вносить в них элементы фитнеса или пилатеса.
Родителям не так уж сложно понять, что ребёнку не нравятся уроки физкультуры. Например, после них он приходит домой в плохом настроении или начинает пропускать. Причины могут быть разными: недостаточная физическая развитость, ловкость, насмешки одноклассников при полном безразличии педагога. В этом случае родителям следует поговорить с ребёнком и выяснить причину неприязни к спортивным занятиям.
Как только причина плохой успеваемости по физкультуре выяснена, следующим шагом должен стать разговор родителей с преподавателем. Из его рассказов они могут сами сделать выводы о методах проведения занятий и отношениях с ребёнком. Многие преподаватели нацелены на результат и стараются, чтобы как можно больше учеников сдавали необходимые нормативы.
Задача преподавателя физкультуры, как и любого другого — поддерживать на уроках благоприятную атмосферу и позитивный командный дух. Но бывает, что причины нелюбви ребёнка к спорту кроются в семейных привычках. Там, где нет любви к спорту у родителей, она не появится и у ребёнка.
Грамотно проводимые занятия по физкультуре способствуют не только гармоничному физическому развитию школьника, но и повышению общей концентрации, мотивации и работоспособности. Ребёнок или подросток, любящий спорт, более уверен в себе, менее подвержен заболеваниям и лучше успевает по другим предметам.
Любовь к физкультуре — это серьезная задача, от успешного решения которой зависит здоровье подрастающего поколения.