Как правило, в возрасте от девяти до двенадцати наши милые маленькие детки, когда-то так желавшие залезть на колени и поделиться своими секретами, вдруг начинают сторониться родителей. И это вполне закономерно: ребёнок уже не тот человек, которым он был всего год или два назад. Он изменился — физически, умственно, эмоционально и социально. Он отстаивает новую независимость и может даже захотеть посмотреть, как далеко он может отодвинуть границы, установленные взрослыми.
Но вот о чём он не догадывается, так это о том, что взрослые нужны ему как никогда раньше, потому что крепкие отношения между родителями и детьми теперь могут подготовить почву для гораздо более спокойного подросткового возраста. Это будет нелегко, потому что вы, как родитель, должны уважать потребность ребёнка в большей автономии, чтобы наладить успешные отношения с этой «обновленной» версией вчерашнего малыша.
Мы попросили экспертов дать советы, которые помогут сохранить открытыми каналы связи между родителями и начинающим подростком и обеспечить более плавный переход к непростому путешествию через пубертат.
Не чувствуйте себя отвергнутыми
Детям в этом возрасте вполне уместно начать отворачиваться от родителей и все больше и больше полагаться на друзей, но родители могут воспринять уход своего подростка как отказ. Слишком часто родители воспринимают появляющуюся дистанцию как личное оскорбление и ошибочно интерпретируют её как преднамеренный отказ от отношений или, возможно, оппозиционное поведение.
Остерегайтесь пытаться выпытывать информацию из такого подростка. Это время, когда у детей действительно появляются секреты от взрослых, и родители, которые плохо переносят этот переход и хотят знать всё, могут оттолкнуть своих детей, будучи слишком любознательными. Справляйтесь со своей тревожностью сами.
Выделите особое время для ребёнка
Часто бывает трудно заставить подростков открыться и заговорить.
Лаура Кирмайер, клинический психолог из Института детского разума, предлагает установить один или два раза в неделю специальный период времени один на один, который вы проводите со своим подростком, когда вы уделяете ему все внимание, а не работаете или пишете текстовые сообщения во время разговора.
Делая это, вы не только улучшаете свои отношения, но и обучаете ребёнка навыкам межличностного общения, которые будут иметь решающее значение в будущем. «Качественное времяпрепровождение действительно имеет ключевое значение, — говорит доктор Кирмайер, — и это то, что мы можем упустить из виду, потому что наши дети могут говорить, что они не хотят разговаривать, и начинают отдаляться. И мы можем непреднамеренно следовать этой тенденции, теряя связь с ребёнком».
Особое время действует на детей всех возрастов: учёные выяснили, что даже маленьким детям занятых родителей достаточно всего полчаса в течение 5 дней «личного», качественного времени с папой или мамой. И это помогает не терять связь с ребёнком.
Попробуйте непрямой подход и косвенные вопросы
Когда дети были моложе, им можно было задавать прямые вопросы. Как дела в школе? Как ты справился с контрольной? Теперь прямой подход — вопросы о школе и делах — не работает. Внезапно такие вопросы кажутся детям подавляющим и навязчивым. И это может иметь неприятные последствия.
Попробуйте использовать противоположный подход и позиционировать себя в основном как слушателя. Можно не задавать массу вопросов, а просто слушать, когда ребёнок что-то говорит. Таким образом вы с большей вероятностью получите информацию о его состоянии и жизни.
Такой подход дает детям понять, что семья – это место, куда они могут прийти и поговорить, и у них есть возможность сказать все, что они думают или чувствуют. Иногда вы сможете помочь и дать совет, но не пытайтесь вмешиваться и решать все их проблемы. В других случаях просто будьте рядом, чтобы сопереживать тому, как трудно справиться с тем, через что проходят подростки.
Не будьте слишком осуждающими в посторонних вопросах
В этом возрасте дети очень внимательно наблюдают за взрослыми, чтобы услышать, насколько они осуждают других людей. Они обращают внимание на то, как вы говорите о чужих детях, особенно о детях, попавших в беду, — как эта девочка одевается, или насколько у того мальчика хорошие или плохие манеры. И они наблюдают и решают, можно ли довериться своему родителю.
Смотрите, что они смотрят, вместе с ними
Начиная со средней школы, старайтесь вместе с ребёнком смотреть то, что его интересует. Возможность посмеяться и поговорить об этом является важным способом установить связь обсуждать темы, которые в противном случае были бы табуированы. Но не слишком усердствуйте в критике ценностей. И если вы не согласны с чем-то, действуйте осторожно и используйте юмор.
Не бойтесь заводить разговоры об отношениях и наркотиках.
К сожалению, реальность такова, что дети начинают экспериментировать с наркотиками и алкоголем уже в 9 или 10 лет. Половое развитие также является важной частью этого возраста, и именно тогда, отмечают специалисты, возникают первые звоночки расстройства пищевого поведения. Так что это ключевые годы, чтобы построить прочную основу и предоставить соответствующую информацию для развития. Снабжайте подростка информацией и ресурсами, не принуждая его к «серьёзному разговору».
Чтобы поднять спорные темы, используйте книги и фильмы. Пусть у детей будут книги на книжной полке, чтобы они могли просматривать информацию и обращаться к вам с вопросами.
Не реагируйте слишком остро
Не становитесь родителем-вертолётом. Если ребёнок приходит домой в слезах из-за того, что его не пригласили в гости, не раздувайте обиду и не пытайтесь звонить другим родителям, выясняя, отчего кровиночку оставили в стороне. Такой стиль воспитания усиливает драматичность и подливает масла в и так бушующее пламя эмоций несовершеннолетнего ребёнка.
Не игнорируйте
С другой стороны, не будьте родителем, который просто игнорирует происходящее. Вы рискуете показаться невнимательным или равнодушным.
Если подростка ловят на вечеринке с алкоголем, не говорите, что это нормально для его возраста. Вникайте в проблемы детей, особенно если у них есть родственники или старшие братья и сёстры, которые могут подать не самый хороший пример.
Поощряйте занятия спортом для девочек
И для мальчиков тоже, но им в этом отношении проще. И дело не только в физической форме. Пик самооценки девочек приходится на юный возраст 9 лет, а затем снижается, но исследования показывают, что девочки, которые играют в командных видах спорта, имеют более высокую самооценку. Девушки из спортивных команд также, как правило, лучше успевают в учебе и имеют меньше проблем с восприятием собственного тела.
Анеа Бог, автор программы расширения прав и возможностей для девочек, отмечает: «По моему опыту, существует очень явная корреляция между девочками, которые занимаются командными видами спорта, и девочками, которые меньше страдают от низкой самооценки, потому что они оценивают себя и других девочек по их личной ценности, а не по тому, нравятся ли они мальчикам и соответствуют ли надуманным общественным идеалам».
Поддерживайте эмоциональную сторону мальчиков
Одна из действительно сложных вещей для мальчиков в этом возрасте заключается негласных установках их сверстников и общества в целом о мужественности, об их способности к любви, настоящей дружбе и отношениям. Считается, что всё, что связано с настоящими чувствами — любовью, печалью, эмоциональной уязвимостью — это «для девчонок».
Родителям стоит поощрять уметь проявлять свои эмоции и признавать чувства дома, и в то же время признавать тот факт, что эти черты могут не проявляться в школе. Вы можете сказать ребёнку, что позже, когда у него появится девушка, это сослужит ему хорошую службу.
Нахождение правильного баланса с подростком, вероятно, будет не самой лёгкой родительской заботой. Будет немало проб и ошибок, но сохранение каналов связи открытыми в течение этих лет взросления стоит того. Если вы развиваете доверительные отношения с подростками, вы можете предложить им безопасное место, куда они могут вернуться, независимо от того, что происходит в мире, и тем самым вы также подготовите почву для более спокойного пубертата для всей семьи.
Важно также не только то, о чём вы разговариваете, но и как. Чтобы лучше понимать подрастающего ребёнка, читайте статью «Как разговаривать с подростком, чтобы он вас слышал»: учёные предлагают использовать особый тон голоса и метаязык.