Дети
Дни за партой: почему учиться 4 дня в неделю лучше, чем 5?
4.7
05.09.2019
311

Дни за партой: почему учиться 4 дня в неделю лучше, чем 5?

В новостях активно обсуждается предложение премьер-министра Дмитрия Медведева о переходе на 4-дневную рабочую неделю, чтобы выделить россиянам «больше времени для отдыха». Тем временем во многих школах России продолжается режим шестидневного обучения. В некоторых странах шестидневка — в целом нормальное явление для всех, как и короткие каникулы. А в США уже несколько лет проводят эксперимент: школьники приходят на уроки только 4 дня. Как он протекает и есть ли смысл нашим детям переходить на подобный график учебы? Разбираемся вместе.

Четыре дня лучше пяти, а три — лучше четырех!

Четыре дня лучше пяти, а три — лучше четырех!

На Международной конференции труда в Женеве Д.А. Медведев выступил в защиту сокращения рабочей недели до четырех дней, и теперь до конца сентября Министерство труда должно оценить, насколько подобный график подходит для россиян, как он повлияет на экономику и социальную сферу страны. Основной вопрос — надо ли сохранять количество рабочих часов? Будут ли россияне трудиться ежедневно по 10 часов, а потом отдыхать трое суток, или можно перевести всех на 8-часовой рабочий день, не потеряв при этом в производительности?

Первый закон об ограничении времени труда был принят еще в дореволюционное время, в 1897 году. На фабриках и заводах мужчинам полагалось работать 11,5 часов в день (а в субботу и перед праздниками — 10), женщинам и детям — не более 10 часов. В сравнении с ненормированным рабочим днем по 14-16 часов это, несомненно, был прорыв в трудовом законодательстве.

После Октябрьской революции рабочее время ограничили 48 часами в неделю и 8 часами в день. Еще через 15 лет работать решили только 7 часов в сутки, и появились всеобщие выходные, причем не по воскресеньям, а по датам: каждое 6, 12, 18, 24 и 30 число месяца, а в марте еще и 1-ое. Потом все не раз еще менялось, и в 67-м году появилась наконец привычная нам пятидневка, а 40 часов в неделю были окончательно закреплены только в 1991 году.

Инициатива перевода на четырехдневную рабочую неделю появилась в мире несколько лет назад. Главными аргументами стали появление свободного времени и мотивация работать в положенные часы быстрее. Эксперименты подтверждают: это работает!

В Новой Зеландии в компании Perpetual Guardian 240 служащих перевели на 4 рабочих дня с сохранением дохода. В итоге эффективность работы фирмы только повысилась, уровень стресса снизился на 7%, на 24% сотрудники стали лучше справляться и с рабочими, и с домашними обязанностями, ну а удовлетворенность жизнью в целом выросла на 5%. Глава компании также отметил, что у людей стало появляться больше новых и полезных для бизнеса идей. Это ли не повод работать меньше?

На такую схему работы переходят в основном рекламные, риелторские агентства, IT-компании, те, кто связаны с технологиями, которые можно «переложить на плечи» различных автоматизированных процессов. Член экспертного совета при Правительстве РФ Александр Сафонов считает также: автоматизация и роботизация — ключ к сокращению человеческого труда. Остается не вполне понятным, сколько отраслей у нас могут заменить человека роботом.

Глава огромной торговой корпорации Alibaba Джек Ма уверяет, что всего через 10 лет мы все будем работать только 3 дня в неделю и всего по 4 часа в день. За человечество будут «вкалывать» роботы и искусственный интеллект. При этом Ма не опасается потери рабочих мест: «У компьютеров есть только чипы, а у человека — сердце. И мудрость рождается именно в сердце». Зато он же указывает, что надо уже сегодня менять систему образования, чтобы будущие выпускники могли без проблем находить себе место в новом, высокотехнологичном мире. Как?

Четырехдневка в школе: сплошные плюсы?

Четырехдневка в школе: сплошные плюсы?

Во многих школах России пока еще встают вопросы о целесообразности перевода детей на пятидневную учебную систему с шестидневки, а порой и обратно. Нагрузки так высоки, что в лицеях и гимназиях думают, а кое-где и переводят учеников опять на шесть дней учебы. Или же переносят все дополнительные занятия и кружки на субботу: получается, что она официально не входит в учебную неделю, но по факту приходить и учиться надо.

Тем временем в США вот уже несколько лет множество начальных школ перешли на четырехдневную учебную неделю. Накопленные результаты позволили провести масштабное исследование об итогах такой практики.

Ограничивать рабочие часы в США начали в 1840 году: трудиться полагалось не более 10 часов в сутки. В 1938 году рабочую неделю ограничили 44 часами, затем 40-ка. Однако это ограничение вводилось только для закрепления обязательной оплаты «сверхурочных».

Сегодня средний американец, включая несовершеннолетних и тех, кто работает на неполную ставку, трудится 34,4 часа в неделю (пятница — короткий день). Однако средний взрослый американец с полной занятостью работает 47 часов в неделю. Для сравнения: средний взрослый голландец трудится 27 часов. При этом дети там учатся 5 дней в неделю, а летние каникулы в Нидерландах длятся только полтора месяца.

В штатах Колорадо, Вайоминг и Нью-Мексико несколько лет назад дети стали учиться всего 4 дня в неделю, дополнительный выходной — пятницу или понедельник — школы выбирают сами. Количество уроков при этом сохранено, просто в оставшиеся 4 дня дети учатся дольше. Такая же система работает и во многих компаниях США, чтобы уменьшить безработицу и уровень стресса.

  • Во Франции четырехдневка для начальной и средней школы введена уже более 10 лет назад. Правда, учебный год там — 11 месяцев, никаких длинных летних каникул можно не ждать. И Министерство образования, судя по всему, не особенно довольно системой: каждые пять лет ее в корне перерабатывают.
  • В Японии все наоборот: дети учатся с 8.30 и до позднего вечера 6 дней в неделю, дополнительные занятия обязательны. Учеба насыщенная, сложная, дети приучаются трудиться с малых лет. Различные медикаменты для улучшения работы мозга, снятия напряжения и повышения работоспособности — норма для школьников.
  • В Австралии дети учатся 5 дней в неделю, с утра до 3-х часов дня. Обязательные предметы — английский и математика, все остальное ученик выбирает сам. Домашних заданий нет, зато есть много походов, экскурсий и серфинг вместо физкультуры.
  • На Тайване учебный день начинается в 7.30 с… уборки школы. Уроки 5 дней в неделю с 8.30 до четырех, и при этом тайваньские школы регулярно занимают первые места в мировом общеобразовательном рейтинге PISA.

Мнение администрации школ США и родителей-американцев при переводе на четырехдневку не спрашивали: учителя по умолчанию считали, что отметки станут ниже, а у родителей неизбежно возник бы вопрос, с кем оставлять детей дома. Перевод был несколько вынужденной мерой: начали с сельских школ, чтобы снизить накладные и транспортные расходы по обслуживанию зданий и перевозке детей. Педагогов и родителей просто поставили перед фактом, и те смирились. А что дети?

Мэри Бет Уолкер, декан из Университета штата Джорджия, и ее коллеги исследовали результаты учебы 4 и 5 дней в неделю. Изучались успехи американских четырех- и пятиклассников в чтении и математике (10-11 лет, в первый класс в США идут в 6 лет). И оказалось, что те, кто с первого дня школы учился только 4 дня, считать научились лучше, а читают так же, как их «обычные» ровесники.

«Это удивительно: результаты оказались полностью противоположными тем, что мы ожидали увидеть. Мы были уверены, что для начальной школы большое количество уроков в сутки будет проблемой: детям еще сложно концентрироваться на учебе, и успеваемость будет ниже. А долгие выходные, как мы считали, помогут быстрее терять приобретенные знания».

Пока не очень понятно, почему дети умудряются учиться за четыре дня не хуже, чем за пять. Данных все еще недостаточно, но плюсы сокращенной недели очевидны.

  • Успеваемость не только не падает, она растет.
  • Прогулов и пропусков становится меньше: и дети успевают больше отдыхать, и вынужденные пропуски, например, для визита к врачу, просто переносят на дополнительный выходной.
  • Педагоги тоже довольны: они считают, что работать в таком режиме получается эффективнее, и плотный график заставляет искать больше разных приемов, чтобы удерживать внимание, привлекать интерес школьников.
  • Те дети и школы, которые используют третий выходной для внешкольных или факультативных занятий, чувствуют меньше нагрузки и все успевают намного лучше.
  • В школах, где требуется повышение уровня профессионализма педагогов, пятый учебный день отлично подходит для этого процесса.
  • Еще один плюс отметили сами педагоги: у них появился дополнительный день для встречи с родителями, собраний в администрации без спешки и попыток все успеть между уроками и после них.
  • Администрации школ довольны снижением расходов: транспорт, коммунальные платежи, питание детей — все уменьшается почти на 20%.
  • Ну и последний, но не менее важный плюс: дополнительный выходной, как ни крути, не вреден ни детям, ни взрослым.

Так ли хороша четырехдневка?

Так ли хороша четырехдневка?

Глава комитета Совета федерации РФ по социальной политике Валерий Рязанский считает перевод взрослых на четырехдневную рабочую неделю «красивой мечтой на очень отдаленное будущее». Некоторые российские врачи предупреждают: дополнительный выходной наши сограждане будут проводить в бездельи, и количество невротических расстройств возрастет. Надо сказать, что и аналитики США нашли негативные стороны в переводе детей на четырехдневку, и они весьма существенны. А нам стоит помнить, что школьное образование в США длится 13 лет, и обучение в начальных классах довольно «расслабленное» в сравнении с Россией. Так какие минусы выявили исследователи?

  • Да, эта система работает в небольших и сельских школах. Что будет происходить в городских — пока неизвестно.
  • Непонятно, с кем оставлять ребенка дома, так как у многих родителей все же классическая рабочая неделя, а до 11 лет детям нельзя оставаться без присмотра взрослого. Приходится нанимать бебиситтеров и оплачивать их из семейного бюджета.

Это пока что все выявленные минусы. Плюсов для детей и учителей больше, так что эксперимент продолжается, и в него вовлекаются все новые школы и штаты. И если сокращение рабочей недели — вопрос весьма спорный, то вроде бы ученикам уплотнение расписания и дополнительный выходной пока не вредят, а только помогают лучше учиться. Время покажет, что станет с образованием в США, а пока предлагаем подумать: вы бы хотели, чтобы ваш ребенок ходил в школу только 4 дня?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гигиена детей и подростков : учеб. / Кучма, В. Р. // М. : Медицина. - 2007

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 / // Официальные документы в образовании. - 2003

Динамика показателей утомления учащихся младшего звена общеобразовательной школы по результатам корректурной пробы / Н. В. Черницына, Н. Д. Нененко, Р. В. Кучин, М. А. Калугин // Мат-лы III Международной научно-практической конференции «Состояние окружающей среды и здоровье населения». Курган. - 2011