Развитие ребенка
Развитие моторики у детей раннего возраста
4.4

Развитие моторики у детей раннего возраста

Про развитие ребёнка написано множество различных книг, научных трудов и статей. Особое внимание обращается на мелкую моторику и её значимость в процессе общего физического и психического развития детей раннего возраста. Существует большое количество методических комплексов на эту тему, однако прежде необходимо определить, что собой представляет мелкая моторика и в чём её значимость.

Мелкая моторика и её вклад в развитие детей раннего возраста

Согласованная деятельность опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы позволяет человеку выполнять руками очень точные и мелкие движения. Именно такие движения и называются мелкой моторикой, включающей в себя как простейшие элементы (захват предмета), так и выполнение сложных действий (письмо или рисование).

Развитие у ребёнка мелкой моторики начинается ещё в первые месяцы жизни, когда малыш подолгу разглядывает свои ручки и пытается ими управлять. На следующем этапе появляются хватательные движения, сначала ладонью, а потом пальцами. С течением времени осваиваются усложнённые движения, и этот период совпадает с развитием речи у детей. Такая взаимосвязь не случайна.

Моторика и развитие речи у детей

Помимо совершенствования движений и формирования координации, тренировка мелкой моторики имеет важнейшее значение для раннего развития речевого аппарата. Близкое расположение речевого и моторного центров в полушариях головного мозга способствует развитию одного из них под влиянием второго. Стимуляция двигательного центра (путём закрепления моторных навыков) автоматически активизирует речевой, ускоряя и упрощая развитие речи у детей

Моторика тесно взаимосвязана с важными функциями нервной системы и отвечает также за развитие у детей раннего возраста памяти, внимания, зрения. Впоследствии на основе полученных навыков формируется почерк, совершенствуются ловкость и скорость реакции. Именно поэтому родители должны играть и заниматься с ребёнком по специальным методикам.

Методика развития у ребёнка мелкой моторики

По степени совершенства мелкой моторики определяют степень общего развития ребёнка и его готовность к началу обучения в школе. В дошкольных учреждениях, наряду с освоением основ математики и чтения, большое внимание уделяется творческим занятиям, таким как лепка и рисование. Кроме развития воображения и образного мышления, эти дисциплины способствуют совершенствованию мелкой моторики.

Но ещё задолго до детского сада родители должны регулярно играть и заниматься с ребёнком. Несложные упражнения и игры существенно влияют на развитие речи у детей, координацию движений и деятельность ЦНС в целом. Приведённый ниже комплекс рассчитан на детей до 2-х лет.

Эффективные игры

  • Массаж ладоней нужно проводить регулярно, поглаживая и разгибая пальцы малыша. Именно на развитие мелкой моторики направлена давно известная присказка для детей «Сорока-ворона».
  • Хлопки в ладоши также очень полезны, и здесь очень пригодится распространённая игра-потешка «Ладушки».
  • Разрывание бумаги положительно влияет на развитие детей раннего возраста. К примеру, полугодовалого малыша очень порадует возможность пощупать, смять и порвать несколько листов мягкой цветной бумаги.
  • На втором году жизни необходимо давать малышу книги с картинками или журналы. Перелистывание страниц также является развивающим элементом.
  • Малышам очень нравится перебирать бусины разнообразных размеров и форм. Можно надеть такие бусы на себя и дать ребёнку возможность потрогать их.
  • При помощи мисочек-вкладышей малыш может построить башню или вложить элементы друг в друга. Эта простая игра оказывает существенное влияние на развитие ребёнка, формируя у него представление о размере предметов и их форме.
  • Занятия с крупами — нехитрый, но очень действенный способ совершенствования моторных навыков. Можно просто насыпать крупу в миску и дать малышу возможность погружать в неё руки, перебирать и пересыпать крупинки пальцами. Если насыпать в банки несколько видов круп, ребёнок сможет почувствовать различие фактуры и размеров зёрен. А поиски спрятанной в ёмкости с крупой игрушки не только отлично развлекают, но и положительно влияют на развитие детей раннего возраста.

Занятия для развития моторики

Используя пустые ёмкости с завинчивающимися крышками, нужно показать малышу, как они открываются и закрываются. Процесс можно сделать ещё более захватывающим и увлекательным, если поместить в банку горошину и попросить ребёнка повторить действие.

Ежедневный процесс раздевания и одевания сам по себе является отличным тренажёром для развития речи у детей, а также самостоятельности. Манипуляции с пуговицами и молниями прекрасно тренируют пальчики рук. Для усложнения задачи можно дать малышу ненужную чистую обувь со шнурками и попросить её зашнуровать.

Лепка из глины или пластилина, рисование, раскрашивание и вырезание различных элементов оказывают значительное влияние на совершенствование моторики и развитие речи у детей. Важно помнить, что занятия должны проходить под присмотром родителей, а инструменты обязаны быть максимально безопасными. Эффективно развивает мелкую моторику также собирание мозаик и паззлов с крупными элементами.

Клинико-патогенетические варианты нарушений ан-тродуоденальной моторики у детей и их медикаментозная коррекция / Хавкин А.И., Комарова О.Н. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2015. - Т. 60 №4. - с. 119-124

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007