Воспитание детей
Сложности воспитания одаренных детей
5

Сложности воспитания одаренных детей

Содержание

Когда родители понимают, что их ребенок обладает большими способностями, чем его сверстники, они могут испытывать самые противоречивые чувства. С одной стороны, мать и отец чувствуют радость и гордость — в семье растет настоящий талант! С другой — они могут бояться за его будущее и не знать, что им делать дальше для полноценного развития способностей ребенка. Тревога взрослых по этому поводу является оправданной, потому что одаренные дети должны воспитываться с соблюдением определенных условий.

Среди них: правильный режим дня, полноценный отдых, поиски настоящих друзей, умение взрослых и детей не потерять личность за талантами, зависть и конкуренция со стороны сверстников, нарциссические проявления в ребенке и так далее.

В этой статье можно узнать о том, чем отличаются одаренные дети от всех остальных, как правильно воспитывать их и с какими сложностями могут столкнуться взрослые во время непростого пути обнаружения и развития талантов.

Одаренный ребенок — какой он?

Одаренный ребенок — какой он?

Одаренные дети отличаются высоким уровнем развития и способностей. Они с раннего детства очень любознательны, интересуются самыми разными вещами и событиями, любят погружаться в какую-либо тему «с головой», шокируют родителей и педагогов неожиданными и глубокомысленными вопросами, строят рассуждения, пользуясь логикой и другими аналитическими методами.

Понять, что ребенок одаренный, можно, если по мере его взросления становится видно, что его способности выходят за рамки, соответствующие возрастным нормам.

Например, одаренный ребенок может начать разговаривать, читать, декларировать или сочинять стихи в раннем детстве, разбираться в точных науках или создавать своими руками вещи, делать которые даже взрослые люди учатся годами — мастерить, рисовать, лепить, строить и так далее.

Одаренность ребенка может быть творческой, спортивной, интеллектуальной, социальной. Как правильно воспитывать одаренных детей?

Дети, чувствительные к критике

Воспитание — это процесс, который включает в себя обучение, похвалу и критику. Отношение детей к последнему воздействию может быть самым разным. Если родители понимают, что за проступок нужно критиковать не ребенка, а то, что он сделал, то детская психика не подвергается отрицательному влиянию обесценивания. В обратном случае дети могут страдать от негативных оценок своей личности со стороны. Это проявляется в снижении самооценки и уверенности в себе, появлении ощущения ненужности. Если постоянно критиковать ребенка, то однажды у него появится чувство, что он плохой, неспособный и неумелый.

Одаренные дети склонны принимать критику близко к сердцу, это объясняется тем, что они с малых лет замечают свое отличие от сверстников, поэтому им сложно принимать свою некомпетентность и примириться с тем, что они могут быть неуспешны. Признание этого одаренным ребенком может вызвать серьезный стресс.

Поэтому родители должны быть осторожны в словах, не драматизировать, не обесценивать чувства ребенка, давать ему понять, что проигрыш или ошибочные действия это не «конец света» и уже тем более не оценка личности.

Дети, не прощающие себе ошибок

Одаренный ребенок растет с ощущением собственной уникальности. Поэтому, когда он что-то делает не так, это может нанести удар по его самооценке. Когда обычный ребенок совершает ошибки и не ругает себя за это, одаренные дети не прощают себе ошибок. Для него ошибиться — равносильно утратить свои способности, перестать быть талантливым. Он искренне может считать, что если потеряет свои способности, не сможет быть лучшим, первым, то станет никому не нужен.

Родители должны дать понять детям, что это не так. Для этого их нужно учить позволять себе ошибаться, делать выводы, анализировать свое поведение и пользоваться жизненным опытом. Одаренных детей, так же как и других, следует окружать безусловной любовью. Так они смогут почувствовать себя любимыми не за выдающиеся склонности, а просто за то, что они есть.

Ребенок понимает больше, чем сверстники

Ребенок понимает больше, чем сверстники

Это проблема, которая может стать причиной раздора в детском коллективе. Одаренный ребенок может перестать получать удовольствие от общения со сверстниками, потому что понимает, что знает гораздо больше чем они. Также это может привести к тому, что окружающие дети могут начать испытывать зависть или пытаться конкурировать. Все это отрицательно влияет на отношения детей между собой, может привести к потере друзей и появлению одиночества.

Чтобы этого избежать, стоит с детства прививать ребенку ценности дружбы и человеческих отношений. Он должен наблюдать искреннее общение в семье и, кроме талантов, иметь личностные качества, за которые его можно ценить и уважать.

Ребенок «перерастает» своих родителей

Бывает так, что ребенок знает больше не только чем одноклассники, но даже больше, чем его родители. Это может порождать определенные сложности в детско-родительских отношениях, такие как отсутствие авторитета у взрослых, непослушание, обесценивание семейных правил и традиций.

Чтобы этого не случилось, родители должны, минуя одаренность ребенка, оставаться на своем месте и в своей социальной роли — главного человека в семье. Для этого необходимо создание границ в семье, непререкаемых правил, которых ребенок, несмотря на все свои таланты, должен придерживаться.

Рассеянный ребенок

Одаренные дети часто бывают рассеянными. Причиной для этого выступают особенности их мышления. Они могут «витать» в облаках, чаще, чем их сверстники, размышляя о глубоких интеллектуальных или творческих вещах.

Погружаясь в одну деятельность, они часто упускают возможность качественно выполнять обыденные и необходимые вещи — они могут не следить за порядком в своей комнате и внешним видом, забывать положить в портфель нужные книги и тетради, подготовиться и собрать все необходимое к ответственному мероприятию.

Родителям нужно постоянно приучать детей к порядку, однако пытаться изменить их особенность быть рассеянным вряд ли удастся. Поэтому взрослые должны чаще следить, напоминать, спрашивать, интересоваться, подсказывать — помогать детям организовывать жизнь и пространство.