Воспитание детей
Василий Сухомлинский: родителям о воспитании детей
5

Василий Сухомлинский: родителям о воспитании детей

Содержание

Василий Александрович Сухомлинский — педагог советского времени с большим сердцем и опытом работы с детьми. Опираясь на его знания, специалистами были выведены принципы гуманистического воспитания. Это значит, что дети в системе взаимодействия «родитель-ребенок-учитель» являются главной фигурой. Этот талантливый педагог был директором школы, в которой трудился всю жизнь. Он первый заговорил о вреде необъективного оценивания знаний детей и о том, что в школах недостаточно изучать лишь точные науки. На его уроках дети имели возможность воспитываться «красотой», чувствовать и развивать ресурсы своей личности, понимать ценность семьи и человеческих отношений.

Василий Александрович Сухомлинский является автором множественных педагогических трудов — книг и статей — в основе которых говорилось о важности мировоззрения детей, их желаний, потребностей и природных особенностей — всего, на что специалисты в настоящее время обращают особое внимание.

Имя педагога вошло в историю как человека с большим сердцем, понимающего природу ребенка, его необходимость познавать не только окружающий мир, но еще и самого себя.

В данной статье будут выделены основные принципы и правила воспитания, которые В. А. Сухомлинский считал самыми важными и нужными в педагогике.

Ребенка нужно учить жить

Ребенка нужно учить жить

Когда дети обладают знаниями школьных предметов, этого оказывается мало для того, чтобы они выросли счастливыми людьми — стали на путь своего предназначения, чувствовали себя довольными, умели ладить с окружающими. Однако в современных школах нет предмета, который раскрывал бы особенности человеческих взаимоотношений и учил людей понимать друг друга. Именно это, по мнению великого педагога должны делать родители и учителя.

Учить ребенка жить — это значит прививать им полезные навыки общения друг с другом, чувствовать и беречь свою принадлежность к семье и уметь преодолевать жизненные кризисы сообща.

Родители должны воспитывать себя

Ответственность за жизнь и поведение ребенка педагог закреплял исключительно за родительскими фигурами. Когда взрослые люди недовольны тем, что их дети ведут себя плохо — ленятся, не умеют дружить, не помогают старшим и другое — то мать и отец, прежде чем грозить пальцем и ругать ребенка, должны обратить внимание на свое поведение и понять, что делают неправильно они и показывают детям пример.

Обязанности по уходу за ребенком надо делить поровну

Говоря об этом, Василий Александрович Сухомлинский рассуждал о важности обоих родителей в жизни новорожденного и о том, что обязанности по уходу о нем — заботе, кормлении, лечении, играм, любви и вниманию — должны исполнять мать и отец в равной степени.

О важности отцовской фигуры для ребенка педагог с большим именем написал много статей. По его мнению, когда ребенком занимаются и мать и отец одинаково, не «скидывая» эту ответственность только на женские плечи, то малыш в такой семье получает все шансы вырасти нравственно и эмоционально богатым человеком.

Быть примером ребенку

В настоящее время молодые родители читают много книг на тему воспитания детей, где специалисты предлагают самые разнообразные способы и методы воздействия на детскую психику и поведение. Однако, делая это, мать и отец могут забывать о том, что детская природа не столько восприимчива к словам, сколько к тому, что делают взрослые люди.

Поэтому В. А. Сухомлинский говорил о важности личного примера родителей в воспитании. Ребенок, по его мнению, пока растет, полностью опирается на взрослых людей, которые окружают его. Для того чтобы он вырос достойным человеком, родители должны постоянно трудиться над развитием своей личности, много и упорно работать, быть честными людьми. Также им важно демонстрировать детям способность бороться с собственными вредными привычками и прихотями, которые не приносят пользу, а только разрушают личность.

Не стоит оценивать детей

В. А. Сухомлинский первым заговорил о вреде школьной оценке и том, что не стоит судить о способностях всех детей одинаково. Если один успешно справляется с заданием, а другой нет, то это вовсе не говорит о его глупости и не дает взрослым право считать его таковым — возможно, ребенок отличается особенностями личности от других детей и природа одарила его в другой области — не математическими способностями, а, например, музыкальными.

Опираясь на этот принцип, родителям будет легче разглядеть в детях таланты, не судить их и не давать преждевременных оценок способностям.

Родители должны чувствовать мир детей

Родители должны чувствовать мир детей

Доверять детской природе — вот что имел в виду педагог, когда выводил данный принцип воспитания. Иногда обучение ребенка и передача ему опыта не оказываются такими полезными, как способность просто быть рядом, демонстрируя отношение к жизни и достойное поведение. Именно через нее родители учат, как нужно относиться к членам семьи, младшим и старикам, животным и миру вещей.

Поддержка детской любознательности

Природа ребенка отличается любознательностью. Развивать это качество также под силу родителям. В. А. Сухомлинский учил, что это можно делать через самые простые и обыденные на первый взгляд вещи. Окружающий мир содержит в себе множество вопросов и ответов, связей, которые могут быть полезны для детского восприятия и развития. Просто наблюдая за природой, ее изменениями, дети приобретают колоссальный опыт отношения к внешним вещам и в это время у них внутри развиваются процессы, на основе которых растет их личность, приобретая свои лучшие качества.

Дети растут, задавая вопросы матери и отцу. Не оставлять их без внимания — важное правило, которое необходимо усвоить взрослым. Благодаря такому опыту общения, ребенок растет, приобретая ценные знания, пользуясь которыми он пойдет в большой мир, станет человеком и сможет самостоятельно налаживать отношения с окружающими людьми, обладая при этом достойными качествами личности.

Режим дня ребенка

Родители должны следить за тем, чтобы режим дня ребенка был стабильным и уравновешивал его желания. В. А. Сухомлинский говорил о важности приготовления уроков, засыпания и пробуждения в одно и то же время, и отступать от этого не рекомендуется. Взрослым также важно осуществлять контроль над учебной деятельностью детей, не выполняя, однако, за них домашнюю работу. Это поможет развитию ответственности и самостоятельности.