false
Альтернативная медицина
Компьютерные игры в медицине: от тетриса до виртуальной реальности
4.5

Компьютерные игры в медицине: от тетриса до виртуальной реальности

Посттравматическое стрессовое расстройство, депрессии и когнитивные нарушения лечатся тяжело. Порой и вовсе не поддаются терапии, а жить с ПТСР или СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) непросто. Депрессивные состояния, при всей распространенности медикаментов, тоже требуют значительной душевной работы, и лучше – в компании психотерапевта. Но государственных ресурсов на лечение не хватает. Те же участники военных действий или жертвы терактов годами и десятилетиями переживают сложные события, не в силах избавиться от последствий. Однако сегодня, оказывается, в дополнение к традиционным лекарствам и психотерапии появляются новые методики. Сегодня, 26 октября 2019 года, в день памяти о трагедии, развернувшейся в ходе теракта с захватом заложников на мюзикле «Норд-Ост», MedAboutMe рассказывает, какие компьютерные игры могут помочь снять стресс, изменить схему работы мозга, повысить эмпатию и объем внимания и даже бороться с раком. Может быть, это – новая надежда для тех людей, кто не справляется с проблемой сам.

NET-терапия: новый метод лечения ПТСР

Loading...

NET-терапия: новый метод лечения ПТСР

NEТ-терапия, или нарративная экспозиционная терапия, считается поведенческим методом лечения ПТСР. Экспозиционная терапия нацелена на коррекцию избегающего поведения, возникающего в ответ на ситуации или мысли и воспоминания, которые рассматриваются, как пугающие или провоцирующие тревогу. Например, пережившая насилие женщина может начать избегать отношений или перестать ходить на свидания из страха, что на нее снова нападут.

Хотя мы привыкли ассоциировать ПТСР с участниками военных действий, это расстройство может возникать и при бытовом, семейном насилии, аварии, сильном стрессе, буллинге.

Если не обращать внимания на проявления, избегающее поведение может стать более экстремальным и нарушать качество жизни человека. Избегание также может заставить симптомы ПТСР длиться дольше или даже усиливаться. Поскольку человек избегает определенных условий, мыслей или эмоций, у него нет возможности узнать, что эти ситуации могут быть совсем не такими опасными или угрожающими, как они кажутся. Но насильственными способами и самопринуждением исцеления не достичь.

Таким образом, цель экспозиционной терапии заключается в том, чтобы помочь уменьшить страх и тревогу человека, чтобы в итоге устранить эту реакцию избегания. Методика NET – активное противостояние тому, чего пациент больше всего боится. Сталкиваясь с опасными ситуациями, мыслями и эмоциями, человек может узнать, что тревога и страх уменьшатся сами по себе.

Чтобы экспозиционная терапия была эффективной, очень важно, чтобы человек столкнулся с ситуацией, которая тесно связана с тем, чего он больше всего боится. Однако это не всегда возможно для человека с ПТСР. Например, ветеран с подобным расстройством, возникшим в результате участия в боях, не сможет снова противостоять боевой ситуации. Это было бы как минимум небезопасно. И на помощь приходит технология виртуальной реальности.

Пациента погружают в созданную компьютером виртуальную среду, либо с помощью шлема и сенсоров, либо специально созданного помещения, где образы присутствуют вокруг.

Такая терапия уже успешно используется при клаустрофобии, страхе вождения автомобиля, акрофобии (страхе высоты, полета), арахнофобии (боязни пауков) и повышенной социальной тревожности. Кроме того, было проведено несколько исследований, которые доказывают, что экспозиционная терапия полезна и при ПТСР.

На сегодняшний день NET-терапия с виртуальной реальностью для пациентов с ПТСР используется в лечении ветеранов боевых действий Вьетнамской войны. Виртуальная среда, в которую погружается человек, включает в себя образы, с которыми солдат мог встречаться во время боя: вертолеты, джунгли, характерные постройки в сочетании со звуковыми эффектами. Некоторые исследователи также изучали вопрос о том, может ли подобная терапия быть эффективной в уменьшении симптомов ПТСР у солдат из Ирака и Афганистана. И ответ оказался вполне положительным.

«Компьютерной шоковой терапией» называют подобное погружение медики. Вместо щадящих релаксационных методик используется принцип «клин клином». Пациента погружают в виртуальную реальность, аналогичную пережитому опыту, и он проходит различные этапы заданий – от простых к сложным. Методика отличается высокой эффективностью, и на ее совершенствование в США выделено 4 млн долларов.

Несмотря на эффективность экспозиционной терапии, она не особенно распространена даже в тех странах, где подобные методики оплачиваются за счет государственной страховки. Это не только дорогой, но и недостаточно распространенный метод лечения. Ну а в России подобная терапия пока только начинает появляться. Но есть и более доступные альтернативы.

Тетрис вместо виртуальной реальности: как это работает?

Тетрис вместо виртуальной реальности: как это работает?

Хотя на данный момент есть разработанные и эффективные схемы терапии ПТСР, но распространенность расстройства высока, а ресурсов психологической помощи на всех не хватает, причем даже в тех государствах, где система психологических служб хорошо развита. Поэтому целью специалистов стал поиск доступных и дешевых методов, способных облегчать симптоматику. И как оказалось, выход есть: компьютерные игры.

Эмили Холмс, профессор Каролинского института Швеции, выявила влияние игры в тетрис на эмоциональное состояние человека. Например, если заставить только что посмотревших фильм ужасов здоровых людей поиграть сразу после просмотра, они забывают шокирующие картины.

В новом исследовании «тетрис»-терапию опробовали уже на пациентах с ПТСР. В процессе людей попросили описать на бумаге свои наиболее болезненные воспоминания, а сразу после записи в течение 25 минут поиграть в тетрис. Чтобы отслеживать «флешбеки», навязчивые всплывающие в памяти сцены, участники эксперимента вели дневник.

Через несколько недель 16 из 20 участников отметили, что число флешбеков значительно сократилось, на 64%. Причем стали исчезать именно те сцены, которые пациенты записывали перед игрой в тетрис. Количество появления остальных неприятных воспоминаний сократилось на 11%.

Почему это работает?

Полностью механизм терапии пока неясен, но есть довольно правдоподобная теория о том, что флешбеки и игры задействуют одни и те же зрительные зоны мозга. Эти области активизируются при навязчивом непроизвольном воспоминании, а во время игры тетрис «отбирает» ресурс у данных зон и не позволяет флешбеку возвращаться. Если проделывать это на регулярной основе, то исчезают нейтронные связи, в которых зашифрованы зрительные образы воспоминаний.

Хотя это исследование было первым и недостаточно масштабным, его ценность нельзя не заметить. И несмотря на то, что полноценной терапии ПТСР на играх в тетрис не построишь, эффект каждый может проверить на себе самостоятельно. Это бесплатно, безопасно и, как говорят ученые, вполне может помочь.

Игры для здоровья: как они борются с болезнями

Существует довольно устойчивое мнение, что компьютерные игры – дорога к психическим расстройствам. 3 из 100 человек, проводящих достаточное время у монитора, страдают лудоманией, патологической тягой к различным играм. Однако тот же процент зависимости диагностировался и до изобретения компьютера, только методы удовлетворения патологической страсти были иными.

На противоположном полюсе от уверенных во вреде компьютерных игр находятся специалисты, рассматривающие компьютерные игры как метод терапии с огромным лечебным потенциалом.

Общественный фонд, организующий ежегодные конференции Games For Health («Игры для здоровья») учредил приз в 30 000 долларов для компании, которая разработает лучший вариант игры, решающей конкретные вопросы в области здравоохранения и медицины.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Видеоигра против рака

Большой коллектив добровольцев-программистов, аниматоров, врачей и психологов создал видеоигру для онкологических больных. В целом это – довольно стандартная «стрелялка», но враг в ней – болезнь.

На стороне пациента выступает наноробот Рокси, который путешествует по телу и уничтожает раковые клетки. Игрушка в основном предназначена для детей, хотя увлекаются ею и взрослые. Она помогает не только отвлечься от переживаний, но и закрепить мысль о позитивном развитии ситуации, поддержать волю к победе. Сегодня в нее играют уже около 100 тысяч пациентов.

Второе поколение игрушки появилось неожиданно. Бен Даскин, 9-летний американец с лейкозом, узнал, что с его болезнью препараты борются именно так: перемещаются по телу и уничтожают опасные клетки. Он решил создать игру, которая объясняла бы другим детям смысл болезни и стадии терапии, и верить, что все наладится.

Мама ребенка нашла программиста, который воплотил представления Бена в игрушке. Там главный герой – не абстрактный наноробот, а сам больной, а в ресурсах у него здоровье из клиники, «боеприпасы» из аптеки, добрые силы – хорошее настроение родных. Монстры-осложнения и прочие препятствия на пути к здоровью мешают, но герой не сдается и не умирает. Игра находится в свободном доступе, и скачали ее уже около 40 тысяч раз.

Loading...

Игры, которые учат саморегуляции

Игры, которые учат саморегуляции

Против гипертонии, при неврозах, ишемии сердечной мышцы, язвенной болезни тоже используют игры. Они помогают научиться регуляции вегетативных функций, например, частоты сердцебиения, дыхания, артериального давления и т. д. Ключ – навык саморегуляции и расслабления в стрессовых ситуациях.

Для детей с различными психическими нарушениями, сложностями в социальных навыках, учебе созданы игры, развивающие концентрацию внимания. Ребенку надевают датчик-пульсометр, и чем спокойнее и ближе к норме ритм, тем больше виртуальных бонусов «выдает» компьютер. Так закрепляется связь «самоконтроль – успех», и регуляция становится автоматической. Длительность игротерапии рассчитывается индивидуально, в среднем нужно 20-40 «сеансов», но порой и больше, до закрепления позитивного опыта.

Биологическая обратная связь: наука в играх

БОС, или биологическая обратная связь – уже не новая методика. Она помогает видеть характеристики различных функций на приборах и отслеживать, изменять свое состояние. Однако сегодня вместо скучных цифр и графиков БОС также наполняется игровыми методами, причем как для детей, так и для взрослых.

Можно следить за показателями энцефалограммы на мониторе и пытаться изменить данные в лучшую сторону, ближе к норме. Но это скучновато, хотя и полезно. В играх с ЭЭГ появились эталонные модели активности мозга, к которым надо стремиться, и игровая приставка. Игру выбирает пациент, но если его показания отклоняются от эталона, приборы отправляют помехи на приставку, и играть становиться сложнее. Игровая мотивация помогает улучшать здоровье.

Такая технология появилась на основе оценки самочувствия военных пилотов, которые обучаются на тренажерах сохранять спокойствие во время перегрузок, как физических, так и эмоциональных.

Игрушки для пожилых: для мозга и от депрессии

Япония озабочена не только финансовой стороной старения населения. Когнитивные способности с возрастом угасают, и бороться с этим в Стране восходящего солнца решили в том числе и при помощи игр. В государстве, где каждый пятый житель старше 65 лет, распространены роботы-помощники, компьютерные программы для пожилых. Но не только. Появляются игры, защищающие от возрастной деградации и тренирующие умственные способности у пожилого населения. И это – хит последнего десятилетия.

В Японии открывают курсы для пожилых, чтобы учить людей обращаться с компьютером, причем основная цель – научить запускать машину и включать игру. Ведущие курсов – тоже пожилые люди. Различные «игры для серых клеточек мозга» наполняют Японию и уже выходят на европейский рынок. Математика, логика, внимание, память, стимуляция физических упражнений – все аспекты активной работы мозга и тела поддерживаются при помощи игр. Естественно, компьютером все не ограничивается, есть и мобильные игрушки размером со смартфон, ориентированные на пожилых и детей. Там – множество тестов, загадок, головоломок.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Игры против депрессии

Согласно данным публикации в журнале Nature Communications, компьютерные игры не только помогают пожилым людям поддерживать «мозг в тонусе». В исследовании участвовали пациенты с диагностированной эндогенной депрессией 60-89 лет. Для них были разработаны специальные игры, и за компьютером пациенты проводили по 30 часов в неделю. Всего за месяц были достигнуты такие же результаты, как при медикаментозной терапии антидепрессантами в течение 3-х месяцев.

Игры были совсем несложные. В первой надо было просто жать на клавишу, когда шарик на мониторе изменял цвет. Во второй – распределять в группы предметы. Игры оценивали скорость реакции и концентрацию внимания. Вначале целью исследования была проверка возможности восстановления функций префронтальной коры головного мозга у пожилых. Но результаты оказались намного лучше.

Эффективность игр основана на связи между нарушением интеллектуальных функций и развитием устойчивости к антидепрессантам. И в итоге игры оказались даже лучше: 72% участников достигли полной ремиссии депрессии без таблеток.

Альтернативные проекты помогают при помощи игр восстанавливать мелкую моторику после инсульта (играя на виртуальной гитаре) и чувство равновесия у пациентов с паркинсонизмом.

Выводы

Уже очевидно, что различные виды игр и виртуальной реальности не просто имеют большие перспективы для медицины, но и становятся частью здравоохранения. Терапия психических расстройств, нарушений вегетативной системы, когнитивных и двигательных функций у маленьких и взрослых пациентов – везде есть эффект от игровых методик. Основная задача сегодня – понять, какие нагрузки будут оптимальными, каким пациентам можно назначать подобную терапию, чтобы не вызвать негативных сторон увлечения играми. Как бы мы ни изменяли и ни улучшали методы лечения, главным по-прежнему должен оставаться принцип «не навреди».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Loading...

A Randomized Controlled Trial to Test the Effectiveness of an Immersive 3D Video Game for Anxiety Prevention among Adolescents / Hanneke Scholten,Monique Malmberg, Adam Lobel, et al. // Eur J Psychotraumatol. - January 27, 2016

Clinical Virtual Reality tools to advance the prevention, assessment, and treatment of PTSD / Albert ‘Skip’ Rizzo and Russell Shilling // Published online. - 2017 Jan 16

Exercise-based games interventions at home in individuals with a neurological disease: A systematic review and meta-analysis. / Perrochon A, Borel B, Istrate D, et al. // Ann Phys Rehabil Med. - 2019 Sep