В каждой шутке, как говорится, только доля шутки. В частности, недобрая шутка о том, что «хорошо зафиксированному пациенту наркоз не нужен», отражает совсем недавнюю реальность. О которой и рассказывает MedAboutMe в своей статье о становлении анестезиологии.
Борьба с болью
Боль — явление естественное и даже необходимое. Именно это ощущение сигнализирует об опасности, о больших проблемах в организме, и если болевые ощущения отсутствуют начисто, то это вовсе не благо. Врачи сталкиваются порой с пациентами, у которых в результате генетических мутаций совершенно отсутствует болевая чувствительность, а в дополнение к этому может не быть еще и ощущения голода и усталости. Человек не замечает ни порезов, ни ран, ни ожогов, ни даже переломов. Никогда не хочет есть и спать. Но это вовсе не означает, что его травмы не нужно лечить, и что его организм не нуждается ни в пище, ни в отдыхе. Очень нуждается, но у тела нет способов донести информацию о своих жизненно важных потребностях до сознания, и это становится источником больших проблем. Более подробно вы можете прочитать об этом в статье «Дети-киборги: без чувства страха, голода и боли».
Но в других случаях боль может очень сильно усложнять жизнь. Поэтому появление науки об ее усмирении — алгологии, — было делом времени. Сейчас эта наука появилась, и активно развивается, что дарит надежду многим людям, чьи недуги могут быть источником постоянной боли.
А еще источником боли могут быть медицинские манипуляции. Попробуйте сегодня представить, например, удаление зубов без анестезии. Или довольно обычную операцию — аппендэктомию, которая остается наиболее эффективным методом избавления от аппендицита. Или проведение кесарева сечения. А ведь еще относительно недавно и ампутацию конечностей выполняли без наркоза — просто крепко зафиксировав несчастного пациента.
Не то чтобы люди смирялись с болью и не искали способа от нее избавиться. Но порой эти методы «обезболивания» больше напоминали изощренные пытки.
Например, врачи древней Ассирии при проведении хирургических операций время от времени придушивали пациента с помощью петли-удавки, чтобы он просто терял сознание и переставал сопротивляться и кричать. Если зашевелился и застонал — вновь и вновь затягивали петлю, «добавляя наркоза».
Практиковался также удар дубинкой по голове — после чего можно было выполнять болезненные манипуляции, пока нокаутированный больной не приходил в себя. А мог и не прийти, конечно, совсем никогда. Как и в случае кровопускания: больному устраивали кровопотерю, приводящую к обмороку, который и использовался хирургами для проведения операции. Восполнять кровопотерю тогда еще не умели. Последствия такого лечения представить легко, и они печальны.
Пациентам давали различные одуряющие или усыпляющие снадобья, которые также нередко становились причиной гибели больного.
Но самой операцией ничего не заканчивалось: после нее больного ожидали мучительные послеоперационные боли, осложнения, воспаления. Которые также старались предотвратить совершенно адскими методами.
Например, во времена знаменитого Амбруаза Паре было принято раны обрабатывать кипящим маслом, чтобы избежать осложнений. Разумеется, глубокие ожоги только добавляли мучений несчастным прооперированным или раненым. Так продолжалось до тех пор, пока великий Паре не провел эксперимент: он оставался на протяжении суток с группой больных, которым кипящее масло на раны лить не стали. И оказалось, что они чувствовали себя намного лучше тех, кого этой манипуляции подвергли. Это было одним из первых почти научных исследований, показавших, какое важное значение имеет уменьшение боли для результатов лечения. Тем не менее, еще долгое время борьбе с болью большого внимания не уделялось. Крики больных предпочитали просто игнорировать, или заглушать, как в одной из лондонских больниц, где был установлен специальный колокол, звон которого должен был заглушать вопли несчастных.
Открытие веществ для наркоза и анестезии
В древности для лишения чувствительности использовались различные вещества природного происхождения и их комбинации. Их применяли не только для хирургических манипуляций, но и в некоторых религиозных обрядах. Как, например, в кровавых жертвоприношениях, которыми пытались ублажить своих жестоких богов ацтеки. Будущим жертвам давали выпить некое снадобье, которое лишало их воли, страха и боли, и бедняги покорно шли на алтарь, где молча расставались со своим сердцем и жизнью, даже не заметив этого. Жрецы инков, по совместительству исполнявшие обязанности лекарей, использовали листья коки, которые они старательно пережевывали, а потом сплевывали свою насыщенную кокаином слюну на раны своих пациентов.
Многие применявшиеся для обезболивания составы обладали еще и высокой токсичностью — как, например, белена, которую вместе с опиумом применяли для обезболивания арабские врачи. В Китае и Индии использовали каннабис и аконит. При этом каждый лекарь и аптекарь готовили составы по-своему, и никто не гарантировал ни эффективности, ни безопасности средства.
Так и продолжалось долгие века. А затем что-то начало меняться, медленно, мучительно, с пробами и ошибками.
Важные вехи в развитии анестезии
В 1540 году немецким врачом Валериусом Кордусом был синтезирован диэтиловый эфир, но это открытие прошло незамеченным.
В 1659 году Кристофером Реном и Робертом Бойлем была сделана первая попытка внутривенного наркоза: в вену собаки с помощью гусиного пера ученые ввели раствор опиума.
В 1770-1786 году Джозеф Пристли выделил кислород, а затем обнаружил интересные свойства «веселящего газа» — смеси кислорода с закисью азота. И вот с этого времени история анестезиологии начала развиваться намного быстрее. Уже в 1800 году Хамфри Дэви отметил свойство закиси азота уменьшать физическую боль, и предположил, что этот газ можно применять во время хирургических операций.
В 1805 году Ф. Сертюрнер выделяет из опиума чистый морфий.
В 1842 году происходит сразу два важных события: доктор Кроуфорд Лонг использует эфирный наркоз при проведении операции по удалению кисты под челюстью пациента, а Уильям Кларк с Рочестере под таким же наркозом удаляет пациенту зуб. Через три года, в 1845 году, Гораций Уэллс пытается продемонстрировать эффективность использования веселящего газа при удалении зубов, но демонстрация проваливается: пациент кричит от боли, несмотря на вдыхание закиси азота. От отчаяния Уэллс покончил с собой, так и не узнав, что дело было всего лишь в недостаточно хорошей технике применения наркоза.
В 1847 году опыты с парами эфира начинает великий российский врач и ученый Н. И. Пирогов, а затем успешно применяет наркоз при операциях, в том числе и в полевых условиях. А в Шотландии профессор Дж. Симпсон впервые использует хлороформный наркоз во время родов, чем открывает новую страницу в акушерстве. Первой пациенткой, родившей девочку под наркозом, была супруга доктора. Рожденную дочь назвали Анестезией.
Обезболивание при родах
То, что сделал Симпсон, предложив рожающим женщинам избавиться от боли, вызвало настоящую бурю и в медицинском, и в гражданском, и в религиозном сообществе. Стоит напомнить читателям, что 19 век был одним из самых страшных в истории акушерства и родовспоможения. Роженицы массово погибали от родильной горячки, причем в больницах даже чаще, чем при родах дома. И это не считалось чем-то из ряда вон выходящим: ну умерла женщина, бывает.
И родовые муки тоже воспринимались как нечто совершенно естественное. Ибо сказано же было в Библии — «В муках будешь рожать детей своих». Вот и рожайте в муках, раз сказано.
Представители церкви возмущались именно поэтому: как это возможно — вмешиваться в замысел божий? И многие женщины тоже с ними соглашались. И даже считали, что избавление от родовой боли — это не только богохульно, но еще и непристойно, и недостойно порядочной женщины.
Врачи же выступали против как из профессиональной ревности, так и по вполне нормальным, обоснованным причинам. Дело в том, что Симпсон начал энергично продвигать применение хлороформа при родах совершенно наобум, не имея ни малейшего понятия ни о том, как этот метод влияет на родовую деятельность, на состояние роженицы, отражается ли на младенце. Хлороформ просто плескали на тряпицу и прикладывали к лицу женщины, не заботясь ни о дозировке, ни о времени вдыхания.
Несколько случаев летальных исходов в результате наркоза привели к тому, что медицинское сообщество рекомендовало прекратить практику обезболивания при родах. Священнослужители это поддержали.
Но тут пришло время августейших родов: английская королева Виктория собралась рожать в восьмой раз. И решила воспользоваться предложением врача королевской семьи, Джона Сноу, применить хлороформный наркоз. Произведя на свет принца Леопольда, королева получила возможность сравнить роды с обезболиванием и без него, и ее выводы были, разумеется, в пользу наркоза. Это и прекратило дискуссию в обществе. Роды с обезболиванием еще долгое время назывались «королевскими», мода на именно такой способ разрешения от бремени распространилась быстро и повсеместно. По крайней мере, в кругах достаточно обеспеченных, чтобы прибегать к услугам квалифицированных врачей. В народе продолжали использоваться дедовские методы родовспоможения, иногда абсолютно дикие и даже пугающие.
Развитие методов применения наркоза
Довольно долгое время врачи могли использовать для введения обезболивающих средств всего несколько способов: дать проглотить, дать подышать, нанести непосредственно на рану. Для применения внутривенного наркоза сначала потребовалось изобрести и усовершенствовать медицинский шприц, на что тоже ушло немало времени. Проводились опыты по введению эфира ректально — через прямую кишку. Для этого эфир смешивали с различными веществами или использовали его в чистом виде, но все эти способы давали слишком много осложнений, или требовали использования неудобного и громоздкого оборудования.
Отдельного упоминания заслуживает метод анестезии, при котором обезболивание достигалось сдавлением нервных стволов. Его использовали еще за 1000 лет до н. э.: перетягивали раненую конечность до потери чувствительности в ней.
В трудах хирурга де Модевиля, жившего в начале 14 века, есть упоминание о таком методе для уменьшения боли. Амбруаз Паре в 1534 году также применяет сдавление нервных стволов для получения местного обезболивания. А в 1590 году Дж. Мур даже сконструировал аппарат для выполнения этой манипуляции.
Впоследствии развитие анеситезиологии привело к разработке нейроаксиальных методов обезболивания. При этом воздействие производится на спинной мозг и нервные корешки, отходящие от него, обеспечивающие двигательную и сенсорную чувствительность. Значительный вклад в совершенствование методов спинальной и проводниковой анестезии сделал российский хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий, в советское время — С. С. Юдин
Первым веществом, использованным для анестезии такого рода, был кокаин. Впервые спинальная анестезия была проведена в 1898 году Августом Биром. Через десять лет Бир разработал и предложил также метод внутривенной регионарной блокады. Вскоре, в 1905 году, кокаин заменил его синтетический аналог прокаин, более известный нам как новокаин.
В начале 20 века врачи научились контролировать дыхательные функции пациента под наркозом, и это было настоящим достижением.
Кстати, рождением термина «анестезиология» медицина обязана Матиасу Дж. Сейферту, предложившему его в 1902 году, 120 лет назад.
Вот такой путь длиной в историю человечества прошла анестезия. Чтобы, даже заболев, даже оказавшись в операционной, человек не страдал от боли, насколько это только возможно.