Почти 150 лет назад, 15 июля 1868 года умер Уильям Мортон, человек, с именем которого связывают изобретение анестезии. На самом деле, в истории с изобретением наркоза Мортон является лишь одним из многих людей, которые заслуживают не меньших почестей, чем он. Но, как бы то ни было, теперь у нас есть наркоз, и уже не надо умирать от болевого шока прямо на операционном столе. MedAboutMe, отдавая должное всем ученым, врачам и их «подопытным» пациентам, разбирался, что же собственно сделал Уильям Мортон — и актуален ли еще сегодня «тот самый» эфир, который принес ему славу и благодарность обезболенных пациентов.
XIX век — столетие анестезии
На самом деле, Уильям Мортон был не первым в мире человеком, обнаружившим анестезирующие свойства диэтилового эфира (он же этиловый или серный эфир). Его никак нельзя назвать ни изобретателем, ни даже первооткрывателем анестетиков. История анестезии началась намного раньше. К решению проблемы обезболивания человечество шло давно и разными путями. Но критический момент накопления информации был достигнут именно в XIX веке, когда на сцену одновременно вышли эфир, закись азота и хлороформ.
Диэтиловый эфир
Диэтиловый эфир — самое «старое» из синтезированных человеком органических лекарственных средств. Первые упоминания о его синтезе приходятся на 1540 г. и связаны с именем Валериуса Кордуса. Анестезирующие свойства эфира за следующие несколько сотен лет не остались незамеченными. Известно, что в 1795 г. в Бирмингеме эфир давали легочным больным при затруднениях с дыханием, и один из таких пациентов надышался до потери сознания. А в 1818 году знаменитый ученый Майкл Фарадей описал свойства эфира в своей статье, упомянув заодно и его наркотический эффект.
Веселящий газ
Эфир был не единственным веществом, свойствами которого заинтересовались ученые применительно к анестезии. В 1799 г. англичанин Хэмфри Дэви, экспериментировавший на собственной кошке, обнаружил, что закись азота (веселящий газ) оказывает обезболивающее действие. Дэви проверил эффект на себе и попытался сообщить миру о своем открытии. Но публику больше привлекли другие свойства закиси азота — ее наркотический эффект и состояние эйфории и веселья, в которое впадали вдыхающие ее люди. Обезболивающее действие веселящего газа отступило на задний план на долгие годы.
В 1844 году действие закиси азота в ходе публичной лекции продемонстрировал американский химик Колтон. Слушателем лекции оказался стоматолог Гораций Хорас Уэллс, который обратил внимание на обезболивающее действие вещества. После нескольких экспериментов, в 1844 году Уэллс решился на публичную демонстрацию удаления зуба под наркозом при помощи веселящего газа. Представление в Бостоне окончилось неудачей: пациент закричал, Уэллс был осмеян, а его эксперименты были признаны неудачей. Через несколько лет он покончил с собой.
Хлороформ
Параллельно, с 1831 года, начала развиваться история третьего потенциального препарата для наркоза — хлороформа. Он был открыт сразу двумя исследователями, которые были незнакомы друг с другом: немецким химиком Юстусом фон Либихом и французским аптекарем Эженом Субереном. Позднее, в 1847 году химик и врач Холмс Кут предложил использовать его для обезболивания, а чуть позже доктор Джеймс Симпсон стал активно применять его для обезболивания в акушерстве.
Звездный час Уильяма Мортона
Итак, к середине XIX века человечество уже обладало тремя вполне работающими ингаляционными анестетиками, но еще не понимало этого. На тот момент их употребление было уделом циркачей и желающих поразвлечься богатых компаний — никакой медицины, одно веселье. Однако история продолжала развиваться в нужном направлении и уже вышла на финишную прямую, ведущую к открытию наркоза в хирургии.
В том же 1844 году с Горацием Уэллсом (который тогда как раз изучал закись азота) познакомился стоматолог из США Уильям Томас Грин Мортон. В рамках своей практики дантиста он занимался протезированием и, соответственно, предварительным удалением старых корней. И для этого искал что-то вроде анестетика. Но общение с Уэллсом у него не заладилось, да и веселящий газ не отвечал требованиям Мортона, так что он стал работать с бостонским врачом Чарльзом Джексоном. А Джексон, в свою очередь, рассказал своему коллеге об опытах Фарадея с диэтиловым эфиром. После экспериментов на себе и своей собаке, а также по настоянию Джексона, Мортон решился на публичную демонстрацию наркоза.
Процедура проводилась в Массачусетской центральной больнице в Бостоне по разрешению Джона Уоррена, старшего хирурга клиники. В октябре 1846 года пациент Гилберт Эббот был сначала усыплен доктором Мортоном, после чего успешно прооперирован доктором Уорреном (речь шла об удалении опухоли на шее пациента).
Буквально через несколько дней Джексон и Мортон оформили патент на анестезию при помощи диэтилового эфира. Мортон считал, что основная заслуга принадлежит ему. Между партнерами разразился скандал. Новый метод не принес Мортону ожидаемого обогащения — врачи активно использовали эфир, но не отчисляли никаких средств, несмотря на патент. За следующие 20 лет суды с Джексоном и его сторонниками окончательно разорили Мортона, и в результате человек, который первым официально применил анестезию в хирургии, так и умер в 1868 году, ощущая себя «непризнанным гением».
Диэтиловый эфир и его действие на мозг
Из трех ингаляционных анестетиков XIX века эфир оказался наиболее востребованным. Собственно, диэтиловый эфир представляет собой две молекулы этилового спирта, соединенные между собой кислородным мостиком. Благодаря этому, он оказывает значительно более сильный наркотический эффект, более устойчив к окислению и не расщепляется как этанол, а также легко проникает в мозг.
Сегодня масочно-воздушный наркоз с применением эфира используют только в тех случаях, когда нет других, более современных и безопасных вариантов.
Выделяют 4 основные стадии, свойственные эфирному наркозу:
- Стадия аналгезии.
На первой стадии наркоза больной испытывает дезориентацию, перестает ощущать боль, может начать засыпать. Пульс у него учащается, артериальное давление растет.
- Стадия возбуждения.
На второй стадии наблюдается потеря сознания, на фоне которой развивается так называемая «бессознательная агрессия» и возбуждение, мышцы напряжены, может развиться бронхоспазм и начаться рвота. Этот момент представлял собой определенную сложность для оперирующих хирургов в прошлом веке — пациента надо было держать, пока не наступала следующая стадия.
- Хирургическая стадия.
Ее подразделяют на 4 уровня. На 1-м уровне пациент успокаивается, расслабляется, артериальное давление снижается, но возрастают рефлекторные ответы, вплоть до остановки сердца в ответ на попытки проведения процедур. На 2-м уровне рефлексы ослабевают, и именно в этот период проводится оперативное вмешательство. На 3-м уровне угнетение функций организма усиливается, состояние пациента становится опасным.
- Стадия передозировки.
Если на 3-м уровне хирургической стадии не прекратить подачу анестетика, то на данной стадии развивается остановка дыхания и сердца.
Период пробуждения занимает, в зависимости от индивидуальной реакции, от получаса до 2-3 часов.
Плюсы и минусы эфирного наркоза
Эфир — неидеальное вещество для наркоза. Среди его минусов:
- огнеопасность, а также взрывоопасности в смеси с кислородом;
- слишком много времени и иногда усилий уходит на то, чтобы ввести пациента в наркоз, а потом — чтобы он вышел из наркоза;
- применение сопровождается неприятными проявлениями — рвотой, тошнотой и т. п.;
- имеет длинный список противопоказаний: болезни печени, почек, нервной и сердечно-сосудистой систем, сахарный диабет, астма, воспаление легких и др. Кроме того, эфирный наркоз нельзя сочетать с электрокоагуляцией или применением электроножа.
С другой стороны, он обладает рядом несомненных преимуществ по сравнению с другими ингаляционными анестетиками:
- для его использования не нужна сложная аппаратура — достаточно маски из проволоки и марли, что актуально в полевых условиях;
- при отсутствии кислорода можно сочетать его с воздухом;
- его легко хранить, но при этом каждые полгода надо проверять, соответствует ли он еще требованиям, так как со временем он разлагается;
- это дешевое вещество;
- оно дает качественный анальгетический и наркотический эффект.
Следует также различать «эфир для наркоза» и «медицинский эфир». Эфир для наркоза лучше очищен, а значит, легче переносится организмом, быстрее и качественнее действует.
Нужен ли эфир сегодня?
Диэтиловый эфир сегодня актуален не только в области медицины. Например, это растворитель нитратов целлюлозы — и в данном качестве он используется при производстве алкалоидов, смол и бездымного пороха. Эфир входит в состав топлива для авиамодельных двигателей. Его используют для быстрого запуска двигателей внутреннего сгорания холодной зимой — считается, что с его помощью можно завести машину даже при -48°С. Наконец, его используют при производстве ядерного топлива.
Но самое главное, диэтиловый эфир до сих пор используется для анестезии: в хирургии (для общего наркоза) и в стоматологии (для местной обработки каналов зуба и кариозных полостей). Так что труды, эксперименты и битвы за анестезию, происходившие в XIX веке, были не напрасны.