В первых же работах, посвященных изучению нового коронавируса SARS-CoV-2, было указано, что сахарный диабет является одним из факторов повышенного риска развития атипичной пневмонии COVID-19 и перехода болезни в тяжелую и даже в критическую форму, вплоть до помещения на аппарат ИВЛ. И сейчас, спустя три месяца после появления первых статей об уханьском коронавирусе, врачи включают диабет в перечень хронических заболеваний, наличие которых является поводом для самоизоляции.
MedAboutMe выяснял, как эндокринная патология – сахарный диабет – связана с инфекционным заболеванием дыхательных путей, которым является COVID-19.
Диабет и внебольничные пневмонии
Пациенты с сахарным диабетом 2 типа нередко сталкиваются с внебольничными пневмониями. Как показывает практика, это самое распространенное заболевание в этой группе пациентов. Пневмонии на фоне диабета протекают обычно тяжело, с частыми и довольно серьезным осложнениями, высокими показателям смертности. Они нередко сопровождаются длительными и значительными нарушениями углеводного обмена.
В подавляющем большинстве случаев возбудителями внебольничных пневмоний в период до пандемии являлись бактерии и микоплазмы. Чаще всего это были Streptococcus pneumoniae (на этот микроб приходится 30-40% всех внебольничных пневмоний у диабетиков), Staphylococcus aureus (17-30%), Klebsiella pneumoniae и Mycoplasma pneumoniae. Нередко возбудители оказывались резистентными к целому ряду антибиотиков, традиционно назначаемых для лечения пневмонии. У каждого третьего пациента с диабетом и пневмонией обнаруживались целые ассоциации различных патогенных микроорганизмов.
Угроза бактериальных внебольничных пневмоний и в наше неспокойное время никуда не делась. Но теперь к ней присоединился риск заразиться коронавирусом, который вызывает не менее опасную, но менее знакомую атипичную пневмонию — COVID-19.
Диабет и коронавирус: риск заразиться, заболеть или умереть?
13 апреля 2020 года доктор Роберт Эккель (Robert Eckel), глава департамента по науке и медицине American Diabetes Association, заявил, что по последним данным пациенты с диабетом любого типа заражаются коронавирусом так же часто, как и обычные люди. Диабетиков среди заболевших COVID-19 – примерно 10%, но такой же процент американцев имеет диагноз «диабет» вне зависимости от коронавируса.
То есть, сам по себе диабет не является фактором повышенного риска заражения коронавирусом. Но если у человека есть диабет, он заразился SARS-CoV-2 и был госпитализирован, то вот в этом случае вероятность его смерти от COVID-19 будет выше, чем у обычного человека.
Диабет также был фактором риска для респираторных заболеваний, вызванных другими коронавирусами – для тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году и ближневосточного респираторного синдрома (MERS) в 2012 году.
Так, среди пациентов с тяжелыми формами заболевания диабетиков уже от 22,2% до 26,9%. А по данным китайских ученых, проанализировавших 72 тысячи случаев COVID-19, смертность среди людей с диабетом в 3 раза выше, чем у пациентов без диабета: 7% против 2%.
Отдельно следует сказать об ожирении. Мало того, что это состояние является фактором риска для заболевания сахарным диабетом 2 типа, оно и само по себе значительно (в 2 раза) увеличивает вероятность госпитализации при заражении коронавирусом и в 3 раза — риск оказаться на аппарате ИВЛ.
Ситуация выглядит еще хуже для пожилого человека. Как известно, люди старше 65 лет входят в группу высокого риска развития COVID-19. Многие из таких немолодых пациентов имеют и другие хронические заболевания, связанные с высокой вероятностью попадания в реанимацию и на ИВЛ — гипертония, ожирение, хронические болезни почек и др. Каждое такое заболевание по отдельности на 80% повышает риски госпитализации человека.
- По данным статистики, в США 10,5% от общей численности населения страдают от диабета.
- Среди людей старше 65 лет диабет есть у 26,8%.
- Среди людей с диабетом 68,4% страдают от гипертонии и 15,5% – от ожирения.
Факторы риска развития COVID-19
Исследования показали, что у людей, страдающих от диабета, есть ряд физиологических особенностей, которые позволяют объяснить, почему такие пациенты относятся к группе повышенного риска развития COVID-19.
- При диабете повышена экспрессия (то есть выработка) ангиотензинпревращающего фермента 2 – тех самых белков-рецепторов АСЕ2, с которыми охотно связывается коронавирус. Эти рецепторы расположены в легких, сердце, почках, поджелудочной железы и др. Чем больше рецепторов – тем легче происходит процесс заражения.
- При диабете также повышен уровень белка фурина – он активирует поверхностные белки вируса, облегчая ему проникновение внутрь клеток.
- У пациентов с диабетом 1 типа высок риск развития диабетического кетоацидоза – опасного состояния, при котором развивается гипергликемия (повышенный уровень сахара) и возрастает уровень кетоновых тел в крови, в результате чего может развиться диабетическая кома. При этом организм теряет способность полноценно сопротивляться сепсису, который развивается при критических формах COVID-19.
- У диабетиков также нарушен адаптивный иммунитет, что подразумевает, в частности, недостаточную активность лейкоцитов, борющихся с инфекцией, и чрезмерную воспалительную реакцию организма на развитие COVID-19 – так называемый цитокиновый шторм.
Ингибиторы АПФ: хорошо или плохо?
При сахарном диабете страдают разные органы и системы. Но в 65-80% случаев диабетики умирают от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), что не удивительно: они и болеют ими в 2-4 раза чаще, чем люди без диабета. Чаще всего ССЗ сопутствуют и другие хронические патологии из списка факторов риска развития COVID-19: хроническая болезнь почек, ожирение, гипертония и др.
И вот для коррекции гипертонии и профилактики ССЗ диабетикам часто назначают гипотензивные препараты. К которым в частности относятся ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ). Не следует путать АСЕ (АПФ) и ACE2 (АПФ2). АСЕ превращает ангиотензин I в ангиотензин II, и именно на АСЕ направлено действие ИАПФ. Белок АСЕ2, который является рецептором для вируса, этими препаратами не угнетается.
Более того, опубликован ряд небольших исследований (в основном на животных), которые утверждают, что ингибиторы АПФ повышают выработку АСЕ2. Однако врачи подчеркивают, что достоверных данных об этом пока нет, поэтому повода отказываться от приема данных препаратов, если они были назначены врачом, нет.
Правила жизни при пандемии для людей с диабетом
- Врачи в один голос относят диабетиков к группе повышенного риска. Так что даже молодым людям с этим диагнозом следует соблюдать обязательный режим самоизоляции. Надо понимать, что они очень уязвимы перед коронавирусом, и если заражение произойдет, то переболеть без опасных осложнений им будет труднее, чем обычному среднестатистическому человеку.
- При контактах с другими людьми, при выходе на улицу надо строго придерживаться правил социального дистанцирования. Это может спасти жизнь прежде всего самому человеку с диабетом.
- Снижает риски строгое следование принципам гигиены в период пандемии: использование санитайзеров, мытье рук положенные 20 секунд, регулярная уборка помещения, обязательное проветривание несколько раз в день.
- Пациентам, которые должны принимать инсулин, следует озаботиться запасом этого жизненно необходимого препарата. Если зашла речь о госпитализации, надо быть готовым к тому, чтобы взять с собой в клинику запас инсулина – даже зарубежные врачи указывают, что не всегда в инфекционных больницах, где лечат коронавирусных пациентов, есть инсулин.
- Следует строго контролировать уровень сахара в крови. Любое прогрессирование заболевания значительно повышает риски в период пандемии.
- Несмотря на режим самоизоляции, следует поддерживать физическую активность — это стабилизирует состояние диабетика и уменьшает угрозу развития тяжелых форм COVID-19 при инфицировании коронавирусом.
- Обязателен контроль потребления жидкости. Ни в коем случае нельзя допускать нехватки влаги в организме.