Адаптация к школе: как помочь ребенку-первокласснику

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей, выбор редакции
shutterstock.com

Начало обучения и адаптации ребенка к школе — особенная и волнующая пора как для самого малыша, так и для его родителей. Маленький школьник вступает в другой, совершенно незнакомый ему мир, где его ожидают не только увлекательные встречи с новыми друзьями, но и непростые испытания, связанные с учебой и появлением первых «взрослых» обязанностей.

Каковы особенности школьной адаптации у первоклассников и что можно предпринять, чтобы помочь ребенку максимально быстро и безболезненно миновать сложный период? Ответить на эти и другие вопросы родителям поможет специальный «ликбез» от MedAboutMe.

Психология ребенка: особенности адаптации первоклассников к школе

Психология ребенка: особенности адаптации первоклассников к школе

Адаптация представляет собой процесс перестройки организма, направленный на приспособление последнего к новым условиям. При переходе ребенка к школьному обучению такая перестройка затрагивает, в первую очередь, познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы его личности.

Главная сложность, с которой сталкивается малыш, впервые перешагнувший порог школы, — это предъявление ему достаточно строгих, непривычных для него требований. Интересы и желания ребенка отступают на второй план; происходит вынужденная перестановка приоритетов в пользу таких понятий, как «дисциплина», «ответственность», «самостоятельность». После беззаботного периода жизни, проведенного в играх и не сопряженного с серьезными ограничениями или запретами, новая жизнь представляется малышу скорее скучной и утомительной, нежели яркой и по-настоящему интересной.

Особенности адаптации первоклассника к школе заключаются также в резкой смене характера и целей деятельности, что обусловлено началом активного процесса обучения. До момента поступления ребенка в школу в качестве привычного досуга для него выступала игра, не требующая обязательного достижения каких-либо конкретных результатов. Теперь же для малыша приобретает актуальность именно необходимость стремления к определенному результату, подлежащему впоследствии учительской оценке.

Значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка оказывают и условия, связанные с его пребыванием в новом коллективе и участием в процессе совместной деятельности. Интенсивное взаимодействие с учителями и одноклассниками требует наличия у ребенка развитых коммуникативных навыков.

Известно, что период адаптации легче всего проходит у детей, подготовленных к школе, то есть обладающих достаточным опытом общения, приученных к соблюдению режима и знакомых с нормами поведения в учебном коллективе. Лучшей базой для привития малышу такого рода навыков считается детский сад, целенаправленно формирующий в ребенке качества, необходимые для его полноценного перехода к школьному обучению.

В среднем, школьная адаптация первоклассников длится от полутора до трех месяцев. Такая разница бывает обусловлена индивидуальными особенностями психологии каждого ребенка и степенью готовности малыша к школе. Сочетание двух обозначенных факторов предопределяет уровень адаптации, свойственный тому или иному новоиспеченному школьнику.

Три уровня школьной адаптации

Три уровня школьной адаптации

Определить, как происходит адаптация ребенка-первоклассника к школе, родителям помогут следующие признаки:

  • Высокий уровень адаптации. 
Малыш с удовольствием ходит на занятия, не испытывает трудностей в освоении программы, позитивно отзывается об учителе, дружит с одноклассниками, активно участвует в школьной жизни, проявляет искренний интерес к учебе.
  • Средний уровень адаптации. 
Необходимость посещения школы не вызывает у ребенка отрицательных эмоций; малыш ладит с одноклассниками, выполняет школьные поручения, способен справляться с типовыми задачками и упражнениями. Однако при этом он нуждается в подробном объяснении учебного материала и периодическом контроле со стороны учителя; концентрируется на заданиях лишь в том случае, если предмет изучения ему интересен.
  • Низкий уровень адаптации. 
Отзывы первоклассника о школе и обо всем, что с ней связано, носят индифферентный или отрицательный характер. Малыш постоянно ищет повод, чтобы не пойти на учебу; часто жалуется на плохое самочувствие. В поведении малыша доминирует подавленное настроение; в школе имеют место систематические нарушения дисциплины. Отмечаются выраженные сложности с усвоением учебного материала; самостоятельная работа затруднена; присутствует необходимость в непрерывном учительском контроле. Общение с одноклассниками не выходит за рамки формального.

Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

О нарушении у ребенка школьной адаптации может сигнализировать ряд характерных тревожных симптомов:

  • хроническая усталость;
  • нестабильность настроения;
  • повышенная тревожность;
  • ухудшение аппетита;
  • проблемы со сном;
  • головные боли;
  • диспепсические расстройства;
  • снижение иммунитета;
  • в тяжелых случаях возможно развитие серьезного невротического расстройства (невроза навязчивых состояний, заикания, энуреза и пр.)

Появление у ребенка вышеуказанных симптомов в первые недели школьного обучения должно являться для родителей сигналом о необходимости своевременного обращения к детскому психологу. Специалист определит, в чем заключается проблема адаптации, и найдет действенные пути для ее быстрого и эффективного решения.

Кроме того, не стоит забывать, что дети весьма чувствительны к геомагнитным колебаниям - вы можете воспользоваться сервисом МетеоДоктор для уточнения погодных условий на текущий день. Не ругайте вашего малыша, если в какой-то день он стал капризным, плаксивым и раздражительным - возможно, дело в колебаниях атмосферных параметров.

Как помочь ребенку-первокласснику в адаптации: советы родителям

Как помочь ребенку-первокласснику в адаптации: советы родителям

Минимизировать возможные проблемы адаптации первоклассника к школе взрослым поможет соблюдение несложных рекомендаций:

  • Проявляйте искренний интерес к школьной жизни ребенка, его проблемам и достижениям. Постарайтесь всегда быть в курсе взаимоотношений своего чада с учителем и одноклассниками. Не жалейте времени на общение с малышом; ведь сейчас ему особенно необходимы родительские поддержка, тепло и внимание.
  • Обеспечьте в доме благоприятную для маленького школьника психологическую атмосферу. Поддерживайте в ребенке позитивную самооценку, настраивайте его на успех и непременное одержание победы над временными трудностями адаптации.
  • Разработайте совместно с ребенком рациональный и при этом комфортный для малыша распорядок дня. Готовое расписание поможет маленькому школьнику чувствовать себя увереннее и не упустить из вида важные повседневные мероприятия.
  • Уделите повышенное внимание организации правильного питания для ребенка. Рацион первоклассника должен быть не только здоровым, но и максимально сбалансированным, то есть способным обеспечить детский организм всеми необходимыми витаминами и микроэлементами.
  • Начинайте день с позитивных моментов; не забудьте сказать несколько добрых напутственных слов, прежде чем отправить ребенка на занятия. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было достаточно времени, чтобы собраться в школу в нормальном режиме.
  • Не относитесь пренебрежительно к жалобам малыша на ухудшение самочувствия. Помните о том, что даже самые безобидные, на первый взгляд, симптомы могут указывать на проблемы адаптации.
  • Воспитывайте в ребенке самостоятельность. Безусловно, сопровождать в первое время малыша в школу — обязанность каждого ответственного родителя. Но что касается подготовки портфеля или уборки разбросанных игрушек в детской комнате — с такими делами первоклассник должен учиться справляться самостоятельно.
  • Донесите до ребенка мысль: учитель — это человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы дарить детям знания, а значит, относиться к нему следует с доверием и уважением. Не допускайте в присутствии своего чада высказываний, которые могли бы подорвать в его глазах авторитет педагога.
  • Не лишайте малыша игр и общения со сверстниками, даже если его успехи в школе не вызывают у вас удовлетворения. Научитесь договариваться с ребенком; вне зависимости от обстоятельств, откажитесь от критики, угроз, ультиматумов и тем более — физических методов наказания. Осуществляйте систематический контроль над положением дел в школе, но делайте это без излишнего фанатизма.

Учитывайте возможные особенности адаптации вашего ребенка, исходя из уровня его подготовленности к школе, специфики темперамента и навыков общения. Прилагайте усилия к тому, чтобы помочь малышу преодолеть все трудности, обусловленные теми или иными личностными факторами, — и период адаптации пройдет для него и для вас быстро и безболезненно!

Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу