Стимуляция развития речи у детей и признаки задержки

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Младенческий период закончился, и вот уже вчерашний грудничок начинает потихоньку пробовать говорить. Это значит, скоро с ребёнком можно будет вести почти полноценные беседы! Рассказываем, как стимулировать речь раннего возраста, поддерживать диалог, оттачивать нужные навыки, а также как не пропустить задержку речевого развития у детей.

Как говорить с детьми, чтобы они говорили

Как говорить с детьми, чтобы они говорили

Есть три основных правила, помогающие стимулировать речь раннего возраста и работающие для практически всех малышей за редким исключением.

  • Правило первое: прекращаем младенческий лепет

Гуление и воркование с малышом оставляем для минуток нежности и игр. А в обычной жизни можно уже прекращать милые приговорки и структурировать речь, обращенную к будущему оратору. Как только выясняется, что ребёнок действительно понимает слова, этим надо начинать пользоваться: попросить принести книгу, показать, где кошка, пригласить детей вместе пройти за стол. «Детский лепет» больше не актуален: ребёнок начал обращать внимание на слова и ассоциировать их с предметами и действиями.

  • Правило второе: будьте просты и лаконичны

В разговорах с малышом надо использовать простые слова, короткие фразы прямого построения, избегать многоречивости, цветистых оборотов, иносказаний и ассоциаций. Чем меньше слов (и чем больше знакомых слов), тем проще понять обращенную речь. Говорить надо медленно и четко, сопровождая фразы жестами и мимикой и, фактически, представляя себя среди иностранцев, не вполне выучивших русский язык.

  • Правило третье: становимся рассказчиками

В этом сенситивном периоде, когда речь только начинает формирование, каждая мама интуитивно чувствует, что она теперь несет функцию акына (поэт-импровизатор). Буквально — метод «что вижу, то пою» работает для детей, хотя порой и утомителен для родителей. Рассказывая, что происходит вокруг: «Вот собака! Собака большая, рыжая. Побежала собака, куда? За дом, гулять», — мы помогаем детям усваивать структуру речи, обогащать ее, создавать связи между глаголами, существительными, прилагательными, а также придавать объектам признаки.

Также важно выступать «переводчиком» действий и желаний малыша, особенно, если речь раннего возраста еще не выражена или ребёнок пока предпочитает общаться невербально. Например, если малыш подходит и поднимает руки, желая, чтобы его подняли, стоит это озвучивать: «Лена хочет, чтобы мама взяла ее на ручки. Возьми на ручки, мама!».

Это, конечно звучит несколько странно и вызывает порой усмешку у окружающих: разговор о себе в третьем лице. Но те, кто знает, что у маленьких детей не сразу появляется понятие местоимений, ассоциирование «ты, я, мы, вы» с нужными людьми и ситуациями, понимает и полностью поддерживает усилия родителей, говорящих о себе «Мама/папа, возьми меня на ручки».

Как слушать, чтобы ребёнок разговаривал

Как слушать, чтобы ребёнок разговаривал

Важно не только говорить. Практика речи, особенно речи раннего возраста включает не только восприятие, но и активизацию процесса разговора. Какой смысл говорить малышу, если за него все уже сказано? Поощряйте вербализацию просьб, сначала проговариванием их, потом ненавязчиво предлагая ребёнку​ произнести, а не просто тыкать пальчиком.

Еще важный аспект — умение слушать. Да, не всегда понятно, просто ли дети болтают языком, тренируясь издавать звуки и наслаждаясь лично созданным шумовым фоном, или пытаются что-то выразить этими звуками. Но если внимательно слушать и изучать, какими жестами, выражением лица сопровождаются те или иные повторяющиеся наборы звуков и слогов, то можно легко вычленить почти настоящие слова, обозначающие объекты и действия.

Хотя порой в лексиконе у малышей до 40 значений слова «ба» и 38 — слова «ка», но это уже прогресс, ведь молчащий малыш только указывает пальцем и хнычет, а у такого действия могут быть тысячи причин.

Поэтому если особенное «ка» произносится рядом с качелями — поощряйте говорить еще, показывайте, что он услышан. «Да, это качели! Витя будет качаться.» И избегайте использования тех же детских слов в речи, обращенной к ребёнку, как бы ни забавно звучала «мизя» вместо «змея», за правильным произношением надо следить. А «мизю» можно записать в дневничок или фотоальбом и с умилением потом вспоминать то время, когда детка еще не болтала так активно.

Еще один важный аспект в стимуляции речи раннего возраста — родительское терпение. Дети учатся говорить с разной скоростью, одни к полутора годам рассуждают о том, как страшны птеродактили, другие в два года еще пользуются словарем из 40 слов «ба». Продолжать говорить с ребёнком, не прекращая процесс обучения, очень важно. Даже если на фоне сверстников речь несколько запаздывает, в это время формируется богатый пассивный запас слов. Однако, если действительно возникают опасения, стоит озвучить их педиатру или невропатологу.

Признаки задержки речи в раннем возрасте

Признаки задержки речи в раннем возрасте

Все родители хотят, чтобы их дети успешно развивались в нужном направлении, а если что-то не так, то желают помочь им как можно скорее. Но определить задержку может быть сложно, особенно для начинающих родителей.

Правильный метод: ознакомиться с важными этапами развития и контролировать совпадение сроков. Например, большинство детей начинают ходить примерно в возрасте одного года, и основная масса малышей осваивают речь примерно в возрасте двух лет. Однако существует широкий диапазон нормы, когда дело доходит до этапов развития. Некоторые дети шагают самостоятельно уже в девять месяцев. Другие не совершают первых шагов до 16 месяцев. Обе крайности находятся в пределах относительной нормы.

Также важно помнить, что нормальное развитие — это прогресс. Другими словами, младенцы начинают издавать гласные звуки, вокализировать, гулить — и это первый этап речи. Со временем малыши добавляют больше звуков. Позже ребёнок согласовывает определенные звуки, их комбинации и окружающие объекты, и в конце концов начинает говорить.

В речи словами и предложениями тоже должен наблюдаться устойчивый прогресс: большинство детей начинают с одиночных слов и словосочетаний, прежде чем перейти к многословным предложениям, а предложения становятся параграфами. Если в любой момент развитие идет не по прогрессивной схеме, родителям кажется, что процесс начинает регрессировать, откатываться назад, необходимо обратиться к врачу. Ребёнок не так уж редко может вдруг «забыть» определенный навык, например, переворачиваться, на короткое время, но внезапное прекращение общения не ненормально для малыша, который уже что-то бормотал.

Педиатр, постоянно наблюдающий ребёнка, может помочь отслеживать развитие и выявлять задержки в процессе. Фактически, это основная цель регулярных профилактических посещений врача. Поэтому важно придерживаться графика осмотра и накапливать информацию о социальном взаимодействии ребёнка, физических навыках и когнитивном развитии. Не стоит стесняться задавать вопросы, если возникает ощущение, что что-то идет не так. Родители видят ребёнка на несколько порядков чаще и дольше, чем любой специалист, и часто первыми обнаруживают проблему. Так что, если интуиция подсказывает, что в речи малыша или в других сферах деятельности что-то не так, разумно получить профессиональное мнение.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как избавиться от акне в 20, 30 и 40+ лет?

Правила красоты, которые помогут обрести идеально ровную и гладкую кожу.

Не только алкоголь: от чего страдает наша печень?

8 неочевидных способов погубить здоровье печени: не делайте так!

Сухость во рту

Почему пересыхает во рту: причины сухости слизистой. Болезни, симптомом которых может быть сухость в рту

7 причин запаха изо рта

С неприятным запахом изо рта сталкивается каждый второй житель планеты. Но всегда ли это лишь эстетическая проблема? Или есть повод обратиться к врачу?

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства
Опубликовано 03.04.2017 16:34, обновлено 17.04.2020 18:54
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт 2014
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Читайте также

Упражнения для развития речи у детей
Ребенок плохо разговаривает? Это не повод для паники! Специальные упражнения для развития речи научат малыша говорить красиво и правильно.
Игры, развивающие речь
Если ребенок еще не умеет говорить, это не значит, что ему нечего сказать. Помогите малышу.
Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка
Какие существуют методики развития речи детей? Как заниматься с ребенком, чтобы развить у него красивую речь? Читайте полезные советы в нашей статье.
Развитие речи у детей от года: помощь родителей
Развитие речи у детей первых двух лет жизни. Как помочь малышу в развитии речи, какие действия родителей запрещены. Что поможет развитию?
Развитие связной речи у детей с ОНР
Как поспособствовать развитию связной речи у детей с ОНР? Чем отличаются уровни ОНР? Читайте все об общем недоразвитии речи в нашей статье.
Развитие речи ребенка 5-7 лет
Как развивается речь ребенка в возрасте 5-7 лет? Как нужно заниматься с малышом? Читайте о речевом развитии старших дошкольников в нашей статье.