Родители
Образование по Мейсон: родители – счастливейшие из людей
5
15.02.2019
799

Образование по Мейсон: родители – счастливейшие из людей


Автор
Екатерина Собжак


Шарлотта Мейсон — не самая известная личность в России. Она родилась в первой половине ХIХ века в Великобритании и всю жизнь занималась педагогикой, учила детей. Ее имя не называют вместе с великими педагогами, мы скорее вспомним Песталоцци или Шалву Амонашвили, чем миссис Мейсон. Однако именно эта женщина основала движение за домашнее обучение, набирающее популярность во многих странах, включая нашу. Шарлотта основала новые школы в развивающейся тогда Британии, когда обычные школы начали подготавливать больше рабочей силы, чем мыслящих людей, когда результаты экзаменов стали цениться выше, чем знания… Звучит знакомо, не так ли? MedAboutMe рассказывает о философии домашнего обучения по Мейсон, а также о том, можно ли ее совмещать с обычным школьным образованием.

Родители — счастливейшие из людей

Шарлотта родилась в 1842 году, и образование она получала дома. Средств на хорошую гувернантку не хватало, и девочку учили родители. В 16 лет родные Шарлотты погибли, и она начала работать и одновременно приступила к осуществлению своей юношеской мечты — воспитанию и образованию детей.

Особенность того времени нам знакома и сегодня: государственные школы многих родителей не устраивали качеством образования, а обучение в частных требовало немалых затрат. Выходом становилось домашнее образование при помощи гувернанток или силами семьи. Однако методик обучения дома не было, детям в основном давали базовые предметы по книгам для взрослых. Детей «наполняли» положенными знаниями, и взрослые в этой педагогике становились просто передаточным механизмом. Причем мотивацией к знаниям обычно служило наказание за невыученный урок.

Такая схема устраивала далеко не всех, и в системе образования назревала локальная революция — родители не хотели так учить детей, а школы и колледжи гувернанток не могли обеспечить другие варианты. И вот в это время появилась методика Ш. Мейсон.

Шарлотта Мейсон (1842-1923)
Шарлотта Мейсон (1842-1923)

«Образование — это атмосфера, это порядок, это жизнь. Образование — это целая наука о взаимоотношениях.

Воистину родители — счастливейшие из людей, потому что Господь доверил им своих детей. Я люблю детей всем сердцем…»

Основными постулатами педагогики Мейсон было повышение качества образования за счет внимания к ребенку как к личности. Дети — не пустые сосуды, которые надо наполнять информацией, они могут понимать идеи и усваивать знания, а не тупо зазубривать старые истины. Их надо обучать через знакомство с достижениями, мыслями, размышлениями, а не просто поставлять отфильтрованные знания. Обучение по новой методике происходило через знакомство детей с великими и разумными мыслями человечества через чтение, искусство и наблюдения за природой. Все это — ради раскрытия потенциала детей.

За время создания новой философии образования Мейсон написала несколько книг о хоумскулинге, родителях и детях, школьном образовании и новых принципах обучения. В это же время британские родители независимо от идей Мейсон создали Национальный Образовательный Союз для тех, кто не согласен с направлением гособразования и не может оплачивать частные классы. В итоге именно они стали первыми последователями, и по их просьбам Мейсон открыла и возглавила колледж для гувернанток, которые обучали детей по новым методиками.

В чем же состояло новшество образовательной системы Мейсон?

В чем же состояло новшество образовательной системы Мейсон?

Мейсон сформулировала несколько методов обучения, которые подходят для каждого ребенка.

  • Живые книги

Это наиболее известный метод, на который в основном ориентируются родители и сегодня. Смысл — изучение материала не по сухим строкам в учебнике, где подаются просто факты и события, а по книгам, написанным самим исследователем или ученым, увлеченным предметом человеком, в которых он делится переживаниями, эмоциями, рассказывает о том пути, которой ему пришлось пройти, чтобы достичь знания. Книга должна быть «живой», увлекательной, с разговорным или повествовательным стилем. Обычными учебниками можно пользоваться только как справочным материалом, «разжеванный», упрощенный метод подачи информации, по мнению Мейсон, отупляет и оскорбляет ум ребенка.

Таким же образом изучалась география и история. А начало обучения естественным наукам шло от наблюдения за природой, зарисовок и записей. Все мысли, события, новые знания ученики записывали в личную «Книгу веков», хронологическую линию, свой образовательный дневник.

  • Пересказы

Пересказы — прекрасная образовательная методика. Ребенок научается обрабатывать материал, выделять главное и выражать мысли своими словами. Пересказывать предлагается после одного прочтения всей книги, зато вот метод самовыражения можно выбирать — это и слова, и письмо, и иллюстрации.

  • Выработка полезных привычек

Один из методов, которым сложно следовать в условиях школы, зато необходимо при домашнем обучении. Вырабатывать каждую привычку требуется от 30 до 45 дней, и в список обязательных входят внимательность, послушание, правдивость, аккуратность, вежливость, запоминание, организованность и т. д.

  • Длительность уроков

Современные уроки по 45 минут Мейсон назвала бы крайне неэффективным методом, распыляющим внимание ребенка. Чем младше воспитанник, тем короче должен быть урок. В среднем для детей от 6 до 11 лет надо уделять одному предмету до 20 минут, а потом переходить к следующему. Это позволяет полностью концентрироваться на изучении одной темы и не давать ребенку возможность отвлечься из-за усталости.

  • Грамотность — через знакомые тексты

Словарные диктанты или странные наборы слов в текстах — не вариант для овладения грамматикой. Ребенку надо предлагать отрывки из «живых книг», и изучать, переписывать эти отрывки до того момента, пока полностью не станет понятен каждый знак и каждая буква. После этого взрослый диктует текст по одной фразе и сразу же разбирает ошибки. Главное — не отметки, а понимание. А изучение правил как основ грамматики откладывали до возраста в 10 лет.

  • Выработка почерка

Бессмысленное повторение одной и той же буквы и слова не вызывает эмоционального желания написать красиво. Ребенку надо предлагать одну-две фразы с приятными мыслями, которые надо переписать как можно правильнее. 10-15 минут не утомляют ребенка, а старается он больше, чем при заполнении страниц нудным предложением из прописи.

  • Изучение искусства

Изучение произведений искусства, музыки, поэзии призвано побуждать мысль ребенка. Как правило, для одного автора Мейсон предлагала период изучения в 4-6 недель: постепенно, по одному произведению за раз, рассматривая, слушая, читая, ребенок воспринимал идею создателя. Параллельно он получал знания из «живых книг» об истории жизни автора произведения искусства, его мыслях, стремлениях.

  • Обучение математике

До начала изучения уравнений и всевозможных функций должен пройти значительный период арифметики со счетным материалом, наполненный вопросами не «сколько», а «для чего» и «почему», чтобы осознавать, зачем нужна математика.

  • Иностранный язык

Неродные языки, согласно данной методике, надо учить методом погружения.

Возрождение идей Шарлотты Мейсон: ради детей

Возрождение идей Шарлотты Мейсон: ради детей

Индустриальная революция в Европе не способствовала популярности домашнего обучения, и методика была почти забыта. Новая жизнь у педагогики Мейсон началась в США в конце ХХ века.

Сюзан Шеффер Маколи жила с семьей в Англии. Когда ее старшая дочь начала посещать школу (а учебное заведение тщательно выбрали из списка лучших), родители с ужасом отметили, что живой и любознательный ребенок становится унылым конформистом.

В поисках других вариантов Сюзан наткнулась на маленькую частную школу, работавшую по принципам Мейсон. Результаты перевода ребенка были настолько впечатляющими, что Маколи не только увлеклась изучением трудов Мейсон, но и написала свою книгу об этом методе — «Ради детей» (For the Children’s Sake), которая стала особенно популярна в США.

Сегодня есть и последователи методики Мейсон, и эксперты, и сообщества родителей, обучающих детей дома. Именно родители в этой философии — лучшие педагоги для своих детей. Им только нужно воспринять основные принципы, и они становятся не хуже, а порой и намного лучше профессиональных учителей.

Методика Мейсон лучше всего работает при домашнем обучении, однако ее с успехом применяют и в тех семьях, где дети посещают обычные школы. И чаще всего начинают знакомство с педагогической системой с «живых книг». Как их правильно выбирать?

Есть опробованные и одобренные списки «живых книг» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например:

  • Беатрис Поттер — все истории о кролике Питере и его друзьях с оригинальными иллюстрациями автора;
  • «Винни-Пух и все-все-все» Алана Милна с оформлением Эрнста Шепарда;
  • книги Роберта Макклоски;
  • Джоэль Харрис и его «Сказки дядюшки Римуса»;
  • Басни Эзопа;
  • «Питер Пэн» Джеймса Барри;
  • «Приключения Пиноккио» Коллоди;
  • Сказки Матушки Гусыни и т. д.

Для изучения точных наук рекомендуем «Физику для малышей» Леонида Сикорука, «Тайны нашего Солнышка» Ефрема Левитана, «Три дня в Карликании» и продолжения книги Владимира Левшина.

Как понять, что книга — «живая»? В первую очередь ее должно быть интересно читать, текст не просто дает информацию, он увлекает, наталкивает на размышления, его хочется обдумать, пересказать, нарисовать, узнать продолжение или почитать больше о предмете. Они — не простое развлечение, а пища для ума. Сами книги не должны быть адаптированы по возрасту, предлагать надо изначальный авторский текст. Мейсон настаивала, что дети понимают намного больше, чем взрослые могут предположить. Каждый ребенок изначально умен, и надо не «оскорблять» его ум, а помогать развивать, сопровождать его взросление, действуя уважительно.

Идеи Шарлотты Мейсон сегодня становятся все более популярны. В них сочетается и внимание к детям, и уважительное наставничество, и последовательное воспитание. А все вместе складывается в целостную педагогическую систему с британским характером и современными педагогическими подходами к ребенку как личности.

Использованы фотоматериалы Shutterstock