Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Родители
  6. Как стать хорошим слушателем своего ребенка?

Как стать хорошим слушателем своего ребенка?

Как стать хорошим слушателем своего ребенка?
Содержание

Если ребенок на все вопросы родителей постоянно отвечает: «нормально» или «все хорошо», то вряд ли такое общение можно назвать доверительным. «Разговорить» детей, особенно подростков и научить их делиться с родителями довольно непросто. Однако это одно из важных условий правильного воспитания. Ребенок, который не хочет рассказывать о своих проблемах, гораздо чаще попадает в неприятные и даже опасные ситуации. Чтобы наладить общение с ним, важно не только задавать правильные вопросы, но и внимательно его слушать.

Ошибки родителей

Самая распространенная ошибка взрослых в разговоре с детьми — невнимательное слушание. Родители, часто не до конца вникая в суть проблемы, спешат критиковать и поучать ребенка даже в те моменты, когда нужно не отвечать, не учить, не читать нотации, не предлагать решения, а просто дать возможность высказаться. В противном случае дети начинают испытывать негативные эмоции по отношению к родителям и теряют к ним доверие. Более того, навязанные рекомендации взрослых не дают возможности ребенку самостоятельно принять решение.   

Всем людям нравится, когда их слушают внимательно и участливо. Это необходимо делать и во время беседы с детьми. Они гораздо чувствительнее взрослых, и равнодушие их может серьезно обидеть. Не стоит начинать разговор в спешке, на бегу. Еще хуже, когда родители притворяются, что слушают, но сами в этот момент заняты своими мыслями или делами. Для продуктивной беседы важно выделить время и удобную обстановку, чтобы ребенок мог охотно общаться. Такие внешние факторы, как телефон, компьютер или телевизор не должны отвлекать от важного разговора.

«Открытые» фразы

Открывающие разговор фразы помогают начать общение без навязывания или лишнего давления. С их помощью ребенок легче раскрывается и чувствует себя комфортно. А вот прямые и закрытые вопросы, наоборот, часто создают психологический барьер и мешают беседе. Не стоит начинать со слов «почему» или «зачем»: «Почему так поздно вернулся?», «Зачем забыл учебник?» и пр. Такие вопросы часто ставят ребенка в тупик, и он закрывается, не желая продолжать разговор.

Открывающие диалог фразы и примеры их продолжения: «Ты, конечно, сердишься на своего брата (друга, учителя и т.д.) из-за вчерашнего…»; «Ты, возможно, переживаешь о предстоящей поездке (экзамене, встрече и т.д.)…».

Примеры открытых вопросов:

  • «Какие события в школе тебя порадовали?»,
  • «Что самое интересное запомнилось тебе из рассказа учительницы (друга, подруги)?»
  • «Что больше всего тебя расстраивает в поведении брата (товарища)?»

Поддержка ребенка

Поддержка ребенка

Когда ребенок нуждается в поддержке и одобрении, нужно сказать ему правильные слова, благодаря которым он почувствует крепкое плечо родителей и их понимание. Это укрепит отношение и доверие. К одобряющим или сочувствующим фразам можно отнести:

  • «Я хорошо тебя понимаю, и мне это знакомо»,
  • «Это тоже ранило бы мои чувства» или «Я бы тоже расстроился»,
  • «Я знаю, что ты старался, и я все равно горжусь тобой».

Сочувствие вместо допроса

Иногда разговор помогают начать фразы-сочувствия. Вместо привычных вопросов «Как ты себя чувствуешь?», «Как дела?», «Какие новости?» можно аккуратно и ненавязчиво заметить: «Ты сегодня выглядишь очень грустным (усталым, расстроенным, тихим)». Мимика и поведение детей — это тоже элемент общения. Ребенок с их помощью подсознательно хочет обратить на себя внимание взрослых, чтобы они помогли ему высказаться и избавиться от негативных эмоций.

Попутный разговор

Безусловно, на беседу с ребенком нужно выделять время и стараться провести ее в удобном, спокойном месте. Но это не значит, что нужно отвести малыша в комнату, посадить перед собой и, глядя ему прямо в глаза, начать задавать вопросы. Дети часто открываются, когда родители не смотрят на них в упор, а разговаривают как бы между прочим. Например, это можно сделать во время езды в автомобиле, прогулки, совместных дел по дому. Некоторые дети легче изливают душу перед сном в темноте.

Возможность для самостоятельного решения

Чрезмерно заботливые родители торопятся сразу же принять решение за ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В таком случае он постепенно забудет об ответственности и станет во всем полагаться только на других. Важно позволить детям самим преодолеть их переживания и расстройства, чтобы они могли учиться принимать решения, а не позволять кому-либо делать это за них. Когда ребенок делится своей проблемой, задача родителей — выслушать и признать ее, а не искать решения. Допускается незаметная, ненавязчивая помощь: можно рассказать о чужом или своем опыте, косвенно намекнуть о нескольких способах достижения цели, задать наводящие вопросы: «Как ты сам считаешь?», «Что бы ты решил?».

Молчаливое слушание

Иногда родителям очень хочется покритиковать ребенка, почитать мораль. Но большинство психологов призывает избегать прямых нотаций. Дети больше всего учатся на собственном опыте и своих же рассуждениях, которые желательно внимательно выслушать. Так постепенно они приходят к личным выводам. Родителям остается только немного направить и поправить. В некоторых случаях, чтобы не сорваться на критику, лучше слушать ребенка молча, отвечая ему междометиями или звуками («ммм…», «хм», «ух-ты!», «эх» и пр.).  

Зеркальное настроение

Зеркальное настроение

Один из способов сопереживать — отзеркаливание эмоций. Если ребенок пришел домой расстроенный из-за проигрыша любимой команды, не нужно смеяться или громко заявлять, что ничего страшного не случилось. Лучше тихо погрустить вместе с малышом, чтобы он почувствовал поддержку и понимание. Главное — не переусердствовать в демонстрации эмоций, иначе можно получить обратный эффект: малыш заметит неискренность и обидится.

Невербальное общение

Даже неразговорчивые дети нуждаются в общении. Если ребенок — молчаливый интроверт, не стоит давить на него, требуя подробных рассказов и откровений. Нужно общаться на его условиях. К тому же для этого необязательно использовать речь. Невидимую связь и поддержку можно выразить с помощью рукопожатия, объятия, взгляда или игры. Некоторые дети хорошо воспринимают общение с помощью игрушек: например, если малыш плохо идет на телесный контакт, то можно пожать лапу его любимому плюшевому мишке.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4086 человек!