Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитание детей
  6. Воспитание свободного ребенка: как найти «золотую середину»?

Воспитание свободного ребенка: как найти «золотую середину»?

Воспитание свободного ребенка: как найти «золотую середину»?

Теория свободного воспитания детей достаточно популярна в настоящее время. Принципы, на которых она базируется, основаны на уважении к детской личности и психике, понимании, поддержке, безусловной любви. Однако не всегда родители правильно понимают основы свободного воспитания. Некоторые совершают ошибки, когда не создают запретов и идут на поводу у ребенка. Такой подход отрицательным образом сказывается на личности маленького человека. Как правильно воспитывать, чтобы ребенок рос свободным, но в то же время знал и учитывал правила поведения дома и в обществе? Как найти золотую середину в воспитании? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.

Свободное воспитание детей

Свободное воспитание детей

Когда маленькие дети приходят в этот мир, они еще ничего не знают о нем. Знание и понимание о себе и других людях ребенок берет, опираясь на опыт родителей. Он наблюдает за отношениями между ними и к окружающим, привычками и особенностями поведения. Основы самооценки и восприятия ребенком самого себя также берут свое начало в общении со взрослыми.

Теория свободного воспитания основана на принципах гуманизма и человеколюбия, в ее основе — безусловная любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть. Прежде чем говорить о том, кто такой свободный ребенок и как его воспитывать, следует обозначить, какие принципы воспитания идут вразрез с этой теорией. К свободному воспитанию не относится:

  • Позволять ребенку любого возраста делать все, что он хочет;
  • Разрешать проявлять агрессию дома или в общественных местах, если переполняют гневные чувства;
  • Разрешать наносить ущерб себе и другим — физический или эмоциональный;
  • Отсутствие контроля над детским поведением и эмоциями;
  • Полностью доверять природе ребенка и не воспитывать его;
  • Выполнять детские приказы;
  • Делать за детей то, что они могут выполнить сами;
  • Ограждать от любых трудностей и неприятностей;
  • Создавать такие условия жизни, в которых дети будут испытывать только чувство радости и счастья;
  • Специально оберегать от проблем;
  • Создавать иллюзию комфортной и счастливой жизни, когда на самом деле она таковой не является;
  • Потакать капризам;
  • Разрешать не брать ответственность, когда ребенок отказывается от нее;
  • Считать, что ребенок главный в семье и все должны его слушаться;
  • Не указывать детям на недостатки в характере;
  • Хвалить просто так, не за заслуги;
  • Разрешать не заниматься и не учиться, если ребенок не хочет;
  • Ставить его на пьедестал в семье, восторгаясь им просто так.

Как видно, многие неправильные подходы в воспитании, родители принимают за принципы свободного воспитания. К чему они приводят?

  • Ребенок начинает ощущать свое всемогущество, что является иллюзорным чувством. Это может привести к тому, что он вырастет человеком, который не позволяет ошибаться себе и другим, и будет думать, что он может все на свете и от него все зависит. Такая позиция приводит к развитию невроза.
  • Дети становятся высокомерными. Они растут с ощущением того, что их сверстники и другие окружающие люди недостойные, глупые, неинтересные, обыкновенные. Такое отношение к ним может привести к одиночеству и конфликтам во взаимоотношениях.
  • Ребенок не знает, что такое уважение к себе и другим. Так как родители в детстве хвалили его не за реальные заслуги и просто так, он не знает, за что может уважать себя. Отсутствие уважения к окружающим создает невидимые барьеры во время близкого общения. С такими людьми может быть очень тяжело общаться.
  • Дети растут, не зная, что такое границы в поведении и отношениях. Это может привести к развитию антисоциальности в личности и преступному поведению.

Любовь родителей

Некоторые взрослые, желая воспитать свободную личность, позволяют ребенку все, принимая такое отношение за любовь. В семье она проявляется как ласка и нежность, внимание и забота, поцелуи и объятия, улыбки, теплое и уважительное отношение.

Однако у этого прекрасного чувства есть еще и другая сторона. Именно она отвечает за формирование в детях взрослой части личности, хорошего воспитания, культуры поведения и ответственности. Любить ребенка — это не только радоваться его присутствию и позволять делать то, что он хочет.

Настоящая любовь включает в себя желание взрослых воспитать самостоятельного человека, который будет приспособлен к окружающему миру, с его проблемами и трудностями. Некоторые родители тревожатся, думая, что он если они будут использовать в воспитании запреты и правила, то их любви к детям как будто станет меньше или они совсем перестанут чувствовать ее. Такие тревоги являются заблуждением.

Воспитание свободной личности предполагает присутствие любви во всех ее проявлениях, которые касаются теплых слов и доверия, общения и радости. Ребенок сможет чувствовать себя любимым и развиваться в соответствии с природой, если родители научат его:

  • объективно воспринимать свои способности и таланты;
  • работать над искоренением недостатков в характере;
  • понимать свои чувства;
  • правильно и безопасно выражать отрицательные эмоции.

Привычка слушаться ребенка

Привычка слушаться ребенка

Иногда родители, сами того не желая, подменяют желание воспитать ребенка свободной личностью привычкой во всем слушаться малыша и потакать его капризам. Такая позиция разрушает детскую психику и приводит к избалованности.

Ребенок не способен управлять собственной жизнью и процессами, которые происходят в ней. Это могут делать только взрослые. Обучая его нормам и правилам поведения, подсказывая и направляя, как следует поступить, они создают ему надежный фундамент поддержки и опыта, на которой он сможет опираться как в детстве, так и во взрослой жизни.

Дети нуждаются в границах

Если ребенок хорошо понимает слово «нет» и приучен соблюдать правила поведения в семье и в обществе, это не означает, что его невозможно воспитать свободным. Наличие эмоциональных границ в отношениях и воспитании необходимы для того чтобы дети могли чувствовать себя уверенно и безопасно. Они помогают им ощущать целостность собственной личности, благодаря чему ребенок лучше понимает и чувствует себя, а также умеет управлять своими эмоциями.

Именно это является примером свободного поведения ребенка, когда он знает, кто он и на что способен, как правильно взаимодействовать с окружающими, как управлять своим настроением и поведением, помогает получать желаемое и быть принятым среди родных людей и в группе сверстников.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4521 человек!