Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Семейное образование: преодолеваем сложности

Семейное образование: преодолеваем сложности

Поделиться в WhatsApp Семейное образование: преодолеваем сложности

У обучения ребенка на дому больше плюсов, чем минусов — ребенок обучается с интересом, в своем темпе и по индивидуальному плану, утром встает с удовольствием согласно своим биоритмам, а главное, имеет возможность и время для обучения дополнительным урокам, сверх школьной программы. Так ли все гладко проходит на самом деле и что делать родителям в случае возникновения различного рода затруднений? Об этом MedAboutMe рассказал Алексей Семенычев, руководитель Общественного Центра развития семейного и заочного образования, историк (РГГУ) и психолог, а также отец троих детей-хоумскулеров (прошедших семейное обучение).

Алексей Семенычев, руководитель Общественного Центра развития семейного и заочного образования, историка (РГГУ) и психолога
— С какими трудностями может столкнуться семья, если ребенок пару лет уже проучился в школе и привык «отсиживать» скучные и неинтересные уроки? Как помочь родителям реанимировать тягу малыша к знаниям по всем предметам?

— У процесса выхода из школьной системы в безшкольное обучение даже существует специальный термин «дескулинг» — расшколивание. Это очень важный момент в жизни семьи, которая решает забрать ребёнка из школы и учить его самостоятельно. Первый год без школы — самый тяжёлый и для детей и для родителей. Такая проверка на прочность, на верность идеалам свободного образования. И родители, и ребёнок уже привыкли, что надо учиться, что уроки, что задания, что всё это очень тяжело… И ребёнок сразу расслабляется и учиться не хочет совсем, откровенно. Его сажают за стол, дают задания, а он не делает, не хочет…

Часто сразу начинают винить детей и сваливать всё на школу. Мне кажется, что в этом случае ребёнок поступает совершенно верно: его напрягали, напрягали и теперь он хочет расслабиться. Это рефлекс, он вздохнул свободно. Больше вопросов к родителям. Готовы ли они учить ребёнка дома, знают ли они, как и чему учить. Очень часто родители относятся к этому довольно поверхностно. Да, есть случаи, когда ребёнок довольно спокойно сам переходит на самообразование и на процесс дескулинга уходит минимальные два-три месяца, но иногда этот процесс может затянуться на год. Это реальная статистика и совершенно неизбежная — нельзя остановить этот процесс. Можно его смягчить. И это в силах родителей. Это довольно длительный процесс и многослойный. Я же дам всего несколько советов:

  • дескулинг неизбежность, просто готовьтесь к нему — он будет,
  • дайте ребёнку подышать свободой, не напрягайте, потом наверстаете,
  • прежде, чем перейти на хоумскулинг, почитайте школьную программу, подготовьтесь сами, вам тоже нужно привыкнуть, не превращайте учёбу дома в школу — это совсем не про это,
  • чаще советуйтесь с родителями, которые уже обучают детей дома, они могут дать много ценных и полезных советов, которые успокоят вас, а вы передадите спокойствие ребёнку; ходите на встречи, семинары.

И самое главное — мы верим, что способность к обучению — врождённый навык. Ему важно не мешать и он сделает своё дело.

Семейное образование: преодолеваем возможные сложности

— Сколько в среднем занимают уроки, проводимые в домашних условиях. Некоторые могут потратить на их выполнение целый день — не вполне нормальная ситуация, как я полагаю? Как помочь родителям оптимально спланировать время ученика?

— Количество потраченного времени сильно зависит от многих условий. В начальной школе, как правило, занятия занимают от двух до трёх часов в день. В средней школе это время больше — до шести часов в день. Но я сейчас говорю про изучение основной программы, необходимой для базовой подготовки к школьным экзаменам. Как правило, в программу домашнего обучения входят предметы и занятия, не свойственные школьной программе (языки — латынь, китайский — или, например, история искусства; дополнительный набор зависит от интересов и приоритетов родителей). Главное достижение хоумскулинга — возможность спать столько, сколько подсказывает тело. Обычно занятия начинаются в 10 или 11 часов дня (хотя я знаю семью, где за уроки садятся в восемь утра).

Если вы планируете занятия, то важно исходить из приоритетов ребёнка и своих собственных, из составленной программы, даже из времени года и продолжительности светового дня. Главное, внимательно наблюдать за ребёнком, какое время для него самое эффективное в занятиях, когда он более усидчив. Сколько времени требуется для работы и из этого исходить, подготавливая план занятий.

— Существуют ли кризисы в семейном образовании «я не хочу учиться вовсе»? Как их преодолеть?

— Конечно, существуют. И у взрослых есть моменты, когда ничего не хочется делать, никуда идти. На работу, например. Далеко не всегда нужно копать до причин, мы можем их даже не понять. Можно просто отдыхать весь день, или пару дней. А возможно, и сменить занятия. И вместо русского языка заняться историей, литературой. Чем-то, что даётся проще, что интереснее сейчас… Потом кризис может сам пройти. Иногда самым простым способом решения проблемы будет поболтать о чём-нибудь с ребёнком, вместе сходить в магазин или погулять.

— Каким образом осуществляется подготовка ребенка по физкультуре? Его отводят в спортивные секции по интересам?

— Очень часто занятия в спортивных секциях — часть семейного обучения. Если этого нет, то зависит от школы и правил сдачи аттестаций. Иногда для зачёта достаточно написать реферат или сделать какую-нибудь проектную работу.

Семейное образование: преодолеваем возможные сложности

— Давайте поговорим про общение с друзьями: как восполнить дефицит общения, если ребенок с первого класса обучается удаленно, но особыми спортивными успехами или творческими талантами не блещет (то есть, в секции и кружки ходить не любит)?

— У каждого ребёнка свой предел, где он может общаться с друзьями, и где он хочет остаться один. Его нужно ловить. Проблема социализации детей, обучающихся дома есть, но надо сказать, что в абсолютном большинстве решается она вполне успешно. Наши дети много гуляют, много общаются с взрослыми. Наши группы — разновозрастные. Младшие учатся у старших. Есть множество встреч семей-хоумскулеров, совместные походы, лагеря. Наконец, в жизни детей много кружков, секций… Да и отношения с родителями часто отличаются от отношений в обычных семьях. Это равноправные уважительные отношения, где родители всегда на стороне ребёнка и всегда готовы обсудить его проблемы.

— Вопрос навеян собственным воспоминанием из детства, когда ко мне подошла на улице девочка (на вид, учащаяся средней школы) и очень попросила меня с ней подружиться, потому что она «учится дома и ей очень скучно и грустно». Тогда общение у нас, правда, не очень задалось.

— Эта девочка поступила совершенно верно, именно так хоумскулеры и поступают. Открытость — это очень хорошо. У неё нет друзей, она пошла их искать. С вами не повезло, повезёт с другими… Во многом это вопрос к родителям. Ребёнка нужно погружать в среду, где он может найти друзей. Я не уверен, что у всех детей её возраста есть способность признавать проблемы и открыто идти их решать.

— Алексей, благодарю за полезную беседу!

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4934 человека!