Некоторые родители слишком много внимания уделяют тому, чтобы вложить как можно больше знаний в голову ребёнка и совсем забывают о его творческом развитии. А ведь умение нестандартно мыслить и креативно подходить к решению многих жизненных задач очень поможет ему в будущем. Творческие дети обычно быстрее воспринимают новый материал, имеют хорошую память и развитое воображение. Им легче дается процесс обучения, особенно, если задача требует рассмотрения с разных сторон или нестандартного подхода к своему решению. Поэтому так важно обращать внимание на природные способности, задатки и творческое развитие детей.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияВ чем выражаются творческие способности детей?
Способность детей к креативу и творчеству может выражаться различным образом. Обычно у ребёнка наблюдается:
- стремление к новым знаниям и открытиям;
- живость ума, активность, инициативность;
- наличие хорошей фантазии и живого воображения;
- умение видеть необычное в привычных вещах;
- стремление изобретать и придумывать;
- желание творить и применять на практике полученные знания.
Обычно дети дошкольного возраста начинают проявлять активность к стремлению узнавать что-то новое в возрасте около 2-3 лет. Тогда у ребёнка просыпается фантазия, и он начинает придумывать разные истории-небылицы. К сожалению, не все родители воспринимают это серьезно и поддерживают стремление малыша к самовыражению. Без одобрения взрослых креативный потенциал не получает должного развития, а начинать заниматься развитием ребёнка непосредственно перед школой — в 5-6 лет — уже немного поздно.
Творчество и возраст детей
Как только родители заметили у своего ребёнка первые творческие порывы, стоит поддержать их и активно заниматься с малышом, иначе школьным учителям придется начинать все буквально с нуля.
Существуют особенности развития творческого потенциала в зависимости от возраста детей.
- 1-2 года.
Малыш начинает ритмично двигаться под музыку, создавать интересные картинки, «выступать» перед родными — все это нуждается в одобрении, поддержке и развитии.
- 3-4 года.
Пик начала проявления собственного творческого потенциала. Даже если кажется, что ребёнок ничем особенным не выделяется, следует продолжать различные развивающие занятия, дающие возможности раскрыть его природные задатки.
- 5-6 лет.
Занятия должны становиться все более сложными, чтобы готовить детей к процессу обучения, развивать фантазию, креативность и различные таланты.
- 7-8 лет.
Ребёнок уже находит себя во многих сферах творчества — рисовании, музыке, театральных зарисовках. Нужно лишь позволить младшему школьнику максимально проявить себя в обнаружении своих склонностей.
Если ребёнок начинает усиленно фантазировать, придумывать виртуальных друзей и жить в собственном выдуманном мире, не стоит его ругать или запрещать подобные фантазии. Таким образом он пытается выразить свои творческие способности и нужно лишь вовремя перенаправить их в нужное русло. Даже если родители совершенно не разбираются в педагогике, существует множество программ и методов творческого развития, рассчитанных на разный возраст детей.
Методы творческого развития детей
В домашних условиях вполне можно воспользоваться методами творческого развития детей, которые практикуются в детском саду. Таким образом родители смогут лучше понять своего ребёнка и по достоинству оценить его способности.
Окружающий мир:
- обсудите с ребёнком разные вещи и явления окружающего мира;
- обратите внимание на новые для малыша объекты и совместно изучите их;
- рассказывайте о назначении разных вещей, о животном и растительном мире;
- отвечайте на все интересующие ребёнка вопросы;
- при невозможности ответить сразу, обязательно пообещайте рассказать все позже и сдержите свое слово.
Развивающие игры:
- приобретите настольные развивающие игры, учитывая возраст детей;
- отдавайте предпочтение полезным, а не только развлекательным играм;
- для развития мелкой моторики используйте различные конструкторы и мозаики;
- периодически проводите семейные игры.
Рисование:
- запаситесь качественными, яркими карандашами, красками и фломастерами;
- приобретите хорошие альбомы для рисунков;
- совместно изучите цвета, попробуйте рисовать геометрические фигуры, а затем переходите к изображениям;
- старайтесь не ругать ребёнка за испачканную одежду или разрисованные стены, а спокойно объясните ему правила поведения во время рисования.
Лепка:
- приобретите качественный, яркий и мягкий пластилин;
- лепите вместе с малышом, начиная с простейших шариков, колечек или лепешек;
- постепенно направляйте фантазию ребёнка на более сложные фигуры и сюжеты;
- всячески поощряйте и хвалите его за первые успехи.
Чтение:
- читать детям нужно не менее получаса в день, можно придумать настоящий ритуал ежедневного чтения перед сном;
- подбирайте книги по возрасту и интересам детей;
- старайтесь знакомиться с разными жанрами — сказками, рассказами, стихами;
- совместно посещайте библиотеки или книжные магазины, выбирая там книги для совместного чтения;
- ребёнка постарше просите пересказать понравившуюся книгу, пусть придумает ей продолжение;
- разыгрывайте сценки из любимых книг, отдельные главы можно прочитывать по ролям.
Музыка:
- с раннего детства давайте малышу слушать спокойные классические мелодии и детские песенки;
- желательно петь ребёнку различные колыбельные песни как можно дольше;
- устраивайте небольшие домашние концерты с выступлением всех членов семьи;
- при наличии явного таланта желательно записать ребёнка в профессиональный кружок или студию.
К сожалению, чрезмерное увлечение многих детей компьютерами, смартфонами и другими гаджетами привело к тому, что, например, книга сегодня оказалась намного менее востребованной в быту. А ведь именно она, как ничто другое, способствует полету фантазии ребёнка и открывает огромные возможности для творчества и самовыражения.
Творческое развитие детей — это не разовая задача, а длительный и непрерывный процесс. Задачей родителей является создание благоприятной среды для малыша, обеспечение его необходимыми материалами и инструментами, поддержка и похвала за малейшие результаты. В то же время взрослые должны, не сдерживая креативность ребёнка, выстроить правила поведения и разумные границы для фантазии своих детей.