06.08.2017 1863

Когда нужны антибиотики у детей и когда они опасны?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Мнение родителей в отношении приема детьми антибиотиков очень противоречиво: от категорического «нет» всякой химии, до приема их при малейшем недомогании. Многие считают, что антибиотики при их применении существенно вредят организму, и нужно отказаться от их употребления, заменив народной медициной и симптоматическими препаратами. Но далеко не всякая инфекция может быть излечена без их приема, равно как и не любые болезни требуют их назначения. Каким же образом правильно применять подобные лекарства?

Препараты и болезни

Препараты и болезни

В отношении антибиотиков все не так просто, если ОРВИ без осложнений или насморк, соматические болезни лечатся без их приема, то серьезная инфекция, вызванная гноеродной флорой, просто не устранится без этих препаратов. Такие болезни как пневмония, острый гнойный отит или острый тонзиллит, нагноение ран и некоторые кишечные инфекции микробного происхождения (сальмонеллез, холера), без антибиотиков могут привести к крайне тяжелым, если не летальным, осложнениям. Но важно, чтобы препараты были подобраны врачом соответствующей специальности, а не фармацевтом аптеки или самими родителями, в этом случае лекарства принесут реальную пользу на фоне минимизации рисков и побочных эффектов. Нельзя лечить серьезные болезни по советам из интернета или знакомых, тем более, когда речь идет о назначении антибиотиков. Правильное применение этих лекарств приводит к быстрому улучшению состояния, в то время как ошибки в выборе грозят побочными эффектами — аллергией, поносами или иными осложнениями.

Какие группы средств применимы у детей

Многие антибиотики знакомы по названиям с детства, но сегодня существуют различные химические группы, применимые как только у взрослых, так и у детей. Многие виды инфекций в детском возрасте вызываются теми же возбудителями, что и среди взрослого населения, поэтому применимы те же групп препаратов, но с поправками на возраст и особенности организма. Дети обычно принимают препараты в виде сиропов, суспензий или порошков в дозе, соизмеримой по возрасту.

У детей некоторые группы препаратов применимы ограниченно, только в экстренных и безвыходных ситуациях, а часть из них — запрещена к приему во всех случаях. Это связано с наличие тяжелых побочных эффектов, осложнений и влияний на растущие органы и ткани (зубная эмаль, почки, печень, слуховой аппарат).

Так, дети не лечатся в амбулаторной практике такими средствами как аминогликозиды (их представители — Канамицин или Гентамицин). У них выявлены ототоксичные и нефротоксичные эффекты, другими словами, они поражают слух и почки. Опасны в применении тетрациклины, приводящие к нарушению костеобразования, а также они приводят к проблемам с эмалью зубов. Запрещены препараты группы Доксициклина, так как их влияние на нервную систему слишком тяжелое для детей, а также Левомицетин и его аналоги, они негативно влияют на процессы кроветворения.

Лечение инфекции: что нужно помнить?

Лечение инфекции: что нужно помнить?

Нередко бактериальная инфекция с трудом лечится без применения антибиотиков, и нередко формирует осложнения. Но и сами препараты не относятся к безобидным веществам, это серьезные медикаменты с списком показаний и противопоказаний, которые всегда нужно учитывать при назначении. Каждая инфекция требует особого подхода в их выборе и назначении, определения целесообразности их приема и строгого подбора дозировок, чтобы лекарства были безопасны и эффективны одновременно.

Современные антибиотики совершенствуются год от года, и сегодня при инфекциях имеется большой спектр средств, обладающих высокой эффективностью при минимальных негативных и побочных эффектах. Но применяют их только по назначению врача, покупая по рецепту в аптеках, и строго против той инфекции, которая выявлена у детей. Для профилактики инфекций или каких-либо иных целей эти лекарства применять запрещено (если врач не посчитал необходимым их назначить).

Рациональный выбор антибиотиков

В педиатрической практике для лечения детей от разнообразных болезней дома, применимы несколько групп препаратов. Так, группу пенициллинов применяют для стартовой терапии у тех детей, кто редко болеет вообще и у которых антибиотики практически не применимы. Группа цефалоспоринов может применяться в тех же ситуациях, что и предыдущие, но при наличии аллергии к пенициллинам. Группа макролидов — это препараты, которые применимы при наличии неэффективности двух предыдущих лекарств или при наличии аллергических реакций и к тем, и к другим.

Антибиотики этих групп применяют в условиях поликлиники, и основными для них показаниями будут респираторные инфекции, болезни ЛОР-органов и кожи, пищеварения. Нередко дети получают антибиотики без наличия показаний и оснований, с целью страховки от осложнений или под нажимом родителей. Но они бесполезны при вирусных инфекциях, и при ОРВИ они не применимы — не приводят к гибели вирусов, не понижают температуру и не устраняют воспаление, кашель и сопли.

Необоснованнее назначение этих лекарств

Необоснованнее назначение этих лекарств

При простуде прием антибиотиков не предотвращает возможных осложнений, но может привести к аллергии и сложностям в дальнейшей терапии. Кроме того, необоснованно назначенные лекарства данной группы дают:

Формирование форм микробов, резистентных к терапии, при следующей патологии, когда они реально будут нужны, эффекта не будет.

Нарушение микробиоценоза кишечника, слизистых и кожи, так как лекарства подавляют рост всех чувствительных к ним микробов, в том числе и полезных.

Повышение риска аллергии, нарушение нормального функционирования ферментных цепей, нагрузка на печень и почки.

Материальные расходы на покупку ненужных препаратов, которые стоят не одну сотню рублей.

Формирование недоверия к врачу, который назначает данные лекарства, не имея на то веских оснований, проблемы с дальнейшим лечением ребенка.

Поэтому всегда назначение лекарства из группы антибиотиков должно быть обоснованным и базироваться на данных анализов и клинической картины, что хотя бы косвенно указывает на наличие именно микробной инфекции.

Использованные источники