Дети
Медитация с детьми: простые упражнения и советы
4.7
04.05.2019
441

Медитация с детьми: простые упражнения и советы


Автор
Альбина Давлетова


Медитация в последнее время стала популярной практикой, которую рекомендуют для повышения концентрации внимания, борьбы со стрессом и общей релаксации. На первый взгляд, правила и методы этой техники довольно сложные: нужно уметь сосредотачиваться, прислушиваться к внутреннему голосу и контролировать свое тело. Эксперты считают, что дети тоже могут этому научиться, что станет полезным занятием для их общего развития и здоровья. С чего начать?

Преимущества медитации для детей

Преимущества медитации для детей

Благодаря медитации дети начинают лучше чувствовать свое тело, учатся наблюдательности, концентрации внимания, умению успокаиваться и управлять своими эмоциями. Медитация включает в себя анализ мыслей и чувств, которые есть у человека в момент занятий. Дети могут больше понимать мир, свои мысли и осознавать происходящее вокруг. Они становятся более внимательными к деталям, могут быстрее сосредотачиваться. Это отличный навык для обучения в школе.

Особенно полезны уроки медитации малышам с СДВГ. Возможно, первые занятия будут даваться им нелегко. Но постепенно при правильном подходе можно добиться отличных результатов! Гиперактивные дети станут более усидчивыми, спокойными, научатся управлять своим поведением, меньше будут допускать истерик и агрессии. Когда человек учится наблюдать за тем, что его окружает, ему проще успокаиваться и бороться со стрессом или депрессией. Медитация помогает контролировать сильные эмоции и чувствовать себя лучше! Рассмотрим несколько упражнений и техник для занятий с детьми.

Знакомство с эмоциями

Для начала стоит поговорить с детьми о существующих эмоциях. Иначе их сложно будет распознать, анализировать и впоследствии контролировать. Нужно перечислить основные из них и разобрать: беспокойство, гнев, волнение, радость, надежда, восторг, грусть, разочарование, стыд, неловкость, ревность, влюбленность, испуг и пр. Желательно потратить хотя бы 10 секунд на осознание той или иной эмоции, попробовать испытать ее, почувствовать и понять, как реагирует на нее тело. Нужно спросить у ребенка, что он ощущал во время переживания той или иной эмоции? О чем он думал или вспоминал в тот момент?

Из всех предложенных пусть ребенок выберет самую сильную эмоцию. Это может быть: гнев, радость, волнение, страх, ревность. Важно, чтобы дети постарались целиком погрузиться в нее и ощутить всем телом. Пусть они ответят на вопросы: что происходит внутри их организма в момент эмоции? Как выглядит их лицо? Расслаблены или напряжены мышцы? Ощущается ли где-нибудь боль или дискомфорт? Что хочется сделать или не делать? Какие мысли возникают?

Особенно важно, чтобы ребенок хорошо проанализировал негативные эмоции, постарался понять, что они наносят вред его организму, дарят неприятные ощущения, меняют его сознание и толкают на нехорошие поступки. В следующий раз, когда малыш почувствует негатив, пусть он попытается сначала выяснить, какая именно эмоция его посетила. Он должен уметь назвать ее или охарактеризовать. Когда человек вслух или даже про себя пытается подробно и осознанно описать свою неприятную эмоцию, она, как правило, проще поддается управлению или совсем исчезает.

Поддержка позитивного настроя

Дети обычно быстрее взрослых переключаются с одной эмоции на другую. Чтобы они могли дольше оставаться позитивными и не поддавались грусти, агрессии и гневу, нужно научить их мыслить позитивно. Вот несколько полезных заданий и советов для них:

  • Придумать что-нибудь счастливое. Пусть ребенок закроет глаза и вспомнит любой счастливый момент из его жизни, когда ему было очень хорошо: подарок на день рождение, победа в конкурсе, день появления домашнего питомца и пр. Нужно представить этот момент счастья и радости до мельчайших подробностей, словно очутиться там снова. Ребенок должен описать, что он видит, слышит, чувствует, говорит — смеется или улыбается? Какие люди его окружают?
  • Быть внимательным к другим и к себе. Нужно попросить ребенка закрыть глаза и хорошо подумать о том, кто действительно ему нравится, дорог. Пусть он представит себе этого человека счастливого и улыбающегося ему, что он шепчет ему добрые слова, желает здоровья и радости. Такое упражнение поможет почувствовать внутреннее тепло, исходящее от добрых чувств и воспоминаний. В завершении малыш должен обнять себя и перенести собравшиеся положительные эмоции на себя, повторяя: «у меня хорошее здоровье, я счастлив, я спокоен». Спросите, как он чувствует себя после этого?
  • Ложиться спать с улыбкой. В следующий раз, когда ребенок отправится спать, пусть он подумает о пяти вещах, которые делают его особенно счастливым в жизни: прогулки с семьей, шутки любимого друга, солнечный день, отличная отметка, вкусное блюдо. Нужно подумать об этих вещах минуту или две и сконцентрироваться на своих ощущениях в тот момент. Такое упражнение следует повторять перед сном. Это позволит избавиться от негатива, который накопился за день.

Упражнения для концентрации и медитации

Упражнения для концентрации и медитации

Перед началом медитации детям нужно помочь «подружиться» с их дыханием. Для этого есть простое упражнение: сконцентрироваться и сделать три медленных вдоха, чувствуя и анализируя весь процесс от начала до конца. Ребенок должен детально ощутить, как воздух входит в тело через нос, живот поднимается, туловище расширяется и сжимается. Затем желательно проделать до 10 вдохов и выдохов, положив руки на живот и посчитав, сколько раз он поднимается и опускается.

После упражнения следует поговорить, как чувствует себя ребенок, когда он сосредотачивается на своем дыхании? Хорошо ли он ощущает свое тело, может ли контролировать? Становится ли ему лучше после упражнения? Его полезно выполнять каждый раз, когда малыш сердится, беспокоится или грустит.

Для качественной медитации нужно научиться сосредотачиваться на определенном действии, мысли, эмоции. Детям это особенно трудно дается. Но есть несколько полезных и простых советов:

  • Мыть тщательно руки. Во время мытья рук нужно полностью сосредоточиться на действии: можно замедлить движения, ощутить воду на коже, вдохнуть запах мыла, посмотреть, как течет вода и пр. Пусть ребенок ответит на вопрос: что он чувствует при этом? Он должен научиться концентрироваться на мелочах при любом его действии: во время еды, игры, учебы.
  • Ощутить вкус еды. Дети обычно стараются есть быстро, чтобы скорее занять себя игрой. Желательно призвать их не торопиться и уделить внимание вкусу еду, форме, ощутить некоторые продукты пальцами, услышать запах. К примеру, можно не спеша взять одну виноградину, покрутить ее, положить на язык и медленно раскусить, стараясь ощутить все многообразия вкусов. Нужно спросить у ребенка: отличается ли вкус фрукта, от того, который он съедает быстро?
  • Слушать внимательно. Пусть дети сядут на минуту в удобную позу, ​​закроют глаза и внимательно послушают звуки вокруг, сохраняя спокойствие. Когда человек активен и двигается, он мало обращает внимание на звуки, которые его окружают. Но даже в кажущейся тишине можно услышать разные, еле заметные шумы: тиканье часов, звук самолета или машины на улице, крики детей на площадке, скрип двери, урчание кота и пр. Ребенок должен посчитать, сколько разных звуков он слышит за одну минуту, и ответить, как он себя чувствует, когда сосредотачивает свое внимание и прислушивается.

Использованы фотоматериалы Shutterstock