13.10.2017 2236

Как не «упустить» подростка?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Подростковый возраст — время новых открытий, глубоких переживаний и бесконечного поиска себя. Иногда подростки в семье становятся ее главными членами — за ними следят, их контролируют, воспитывают, обучают, желая вырастить достойных людей без вредных привычек. Волнение родителей по поводу того, что ребенок может связаться с плохой компанией или «скатиться» на «тройки» понятны, поскольку трудный возраст назван трудным не просто так — подростки ищут себя, их психика ранима и изменчива, чтобы получить жизненный опыт, они стремятся попробовать все.

Как правило, избавиться от трудных привычек бывает далеко не просто, поэтому взрослые стремятся контролировать жизнь детей, чтобы не «упустить» их в воспитании. Как можно это сделать эффективно, читайте далее.

Почему дети, взрослея, меняются?

Когда в семье появляется ребенок, не сразу становится понятным то, каким по характеру он будет, какие способности и привычки будут преобладать в его личности. Это становится заметным позже — по мере взросления маленького человечка. Во многом формирование качеств характера зависит от родителей и других людей, принимающих участие в воспитании и обучении, условий жизни, наличия братьев и сестер, отношений в семье. Дети взрослеют, познают мир и меняются вместе с ним. Они могут подстраиваться под него, хотеть изменить, испытывать разочарование или радость. Одно остается неизменным — подрастая, ребенок меняется, потому что его внутренние процессы созревают и обновляются, он получает опыт, ищет пути реагирования, эффективные способы общения, возможности для применения способностей и себя в мире.

Почему родители должны быть рядом с подростком?

Почему родители должны быть рядом с подростком?

Подростковый период в жизни считается трудным, потому что на этом этапе дети особенно чувствительны к себе и окружающему миру. Иногда это может «выливаться» в особые проблемы: агрессивность, направленная на себя или других людей, изменчивая самооценка, желание доказать свою правоту и значимость, конфликтность, приобщенность к малым нестандартным группам или наоборот, желание уйти от общения.

По этим причинам подростки очень нуждаются в том, чтобы рядом был человек или люди, способные проявить понимание и оказать поддержку. Дети могут не говорить об этом открыто, однако они отчаянно нуждаются в подтверждении собственной значимости и ценности, им необходимо чувствовать себя нужными и любимыми в любых условиях и при разных обстоятельствах.

Быть рядом с подростком — одно из важных условий, позволяющих не «упустить» ребенка. Оно означает умение родителей найти ту золотую середину между контролем и свободой, воспитанием и предоставлением самостоятельности. Быть рядом — это понимать, что происходит с ребенком, принимать его без осуждения и при необходимости направлять — так, чтобы это не выглядело как давление или осуждение.

Такое поведение взрослых позволит не пропустить момент, когда с ребенком что-то не так — обратить его внимание на свои чувства и желания, на то, как он выглядит в глазах окружающих, к чему стремится и свои поступки.

Подросток в благоприятных условиях более огражден от самого себя и вредного влияния среды, и, соответственно у родителей увеличиваются шансы не только не «упустить» его, но и сохранить доверие в семье.

Ненавязчивый контроль

Чем старше дети, тем сложнее их контролировать. Причиной тому служат появившаяся независимость, самостоятельность, понимание того, кто я есть и что я могу. Именно к таким переживаниям приходят дети в подростковом возрасте. Чтобы укрепиться в своей личной позиции, почувствовать взрослость как новую роль, дети часто протестуют против любого контроля извне. С одной стороны, они правы — взросление отчасти дает им право быть независимыми от чужих правил и установок. С другой — родители понимают, что дети только начинают получать опыт, и если не контролировать их, это может закончиться не очень хорошо.

Поэтому контроль должен присутствовать в воспитании подростка, однако, быть ненавязчивым или незаметным. Как это осуществить? Спросите себя: знаете ли вы достаточно о жизни ребенка, чтобы с уверенностью можно было ответить — с кем он общается, чем занимается в свободное время, какие фильмы и музыку предпочитает, что раздражает его, о чем он мечтает и к чему стремится? Что особенно веселит вашего ребенка, чего он боится и какие у него отношения со сверстниками? Знаете ли вы достаточно о тех людях, с которыми он, помимо своей семьи, проводит время? Подробные знания будут свидетельствовать о том, что родители участвуют в жизни детей, наблюдают за их взрослением и находятся рядом.

Это и есть своеобразный контроль. Ведь когда ребенок делится всем, что происходит в его жизни, это говорит о доверии между членами семьи, значит, родителям будет не сложно заметить время, когда ему станет плохо, грустно, он получит стресс или попадет в плохую компанию. Обычно все, что происходит в жизни ребенка, отражается на его поведении и внимательные родители это замечают.

Дружба с подростком

Дружба с подростком

Еще один способ всем членам семьи находиться «на одной волне». Что объединяет друзей? Общие интересны, смех, шутки, разговоры по душам, совместные поездки и прогулки, и самое главное — способность быть рядом, не осуждать и помогать в трудных ситуациях. Если такую модель отношений перенести в семью, где есть родители и дети, то это во много раз увеличит шансы сохранить доверие между ее членами. Однако такие отношения не предполагают полную свободу действий детей — родители должны иметь авторитет и уверенно говорить о правилах и запретах, которые, несмотря на дружбу в семье, нужно соблюдать.

Интерес к увлечениям ребенка

Знать, чем увлекается ребенок, поддерживать его в этом, заниматься вместе с ним — отличный способ проконтролировать жизнь подростка. Когда дети чувствуют поддержку от взрослых в том, что им нравится, они способны открываться перед ними намного глубже — делит