false
Детские болезни
Болезни школьников
4.3

Болезни школьников

К сожалению, здоровье современного школьника подвержено множеству негативных факторов, связанных с организацией процесса обучения. Кроме уже имеющихся врожденных патологий, приобретенных хронических заболеваний у детей 7-15 лет формируются болезни, обусловленные незнанием и нерациональным отношением к сохранению своего физического и психического благополучия.

Болезни желудочно-кишечного тракта

Болезни желудочно-кишечного тракта

Loading...

Редкий выпускник школы не страдает хроническим заболеванием органов пищеварительной системы, приобретенным во время обучения. Подростки пренебрегают основами правильного питания и при отсутствии должного контроля взрослых быстро приобретают вредные пищевые привычки. Основными причинами развития воспалительных изменений желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) можно считать:

  • отягощенную наследственность;
  • высокую распространенность хеликобактер пилори — бактерии, вызывающей воспаление в тканях ЖКТ;
  • сниженные гигиенические навыки у детей;
  • переедание;
  • несбалансированность рациона;
  • злоупотребление фаст-фудом;
  • наличие хронических очагов инфекции (кариес, тонзиллит, синусит);
  • доступность «ларечной» пищи, свободная продажа булочек, сладких батончиков, конфет, газировки, сухариков в буфете, автоматах с едой;
  • частые перекусы, еда на улице, «на ходу»;
  • отказ от горячих обедов в школе;
  • несоблюдение режима приема пищи;
  • эмоциональные и умственные перегрузки.

Приходя из школы, дети могут не есть или перекусить «на бегу». Не соблюдается кратность приемов пищи, ребенок не желает или не успевает завтракать, не ест в школе. Нарушается ритм образования соляной кислоты, панкреатического сока, желчи, повышается кислотность, слизистая желудка становится подверженной разрушающему воздействию патогенных факторов.

Хронические болезни органов пищеварительной системы возникают или манифестируют чаще в школьный период. Поэтому для родителей важно организовать правильное питание для ребенка, привить гигиенические навыки, объяснить, какой вред наносят «неправильные» продукты. От этого зависит здоровье желудочно-кишечного тракта ребенка.

Следим за осанкой — есть опасность сколиоза

Нарушение осанки — частая ортопедическая проблема детей школьного возраста. Красивая ровная спина создает оптимальные условия для функционирования внутренних органов, повышает работоспособность. Искривление позвоночника может быть функциональным и не сопровождаться структурной деформацией позвонков.

Формируется патологическая осанка у школьников под воздействием следующих неблагоприятных факторов:

  • слабый мышечный корсет спины;
  • несоответствие школьной мебели росту ребенка;
  • неправильная посадка за партой в школе и дома;
  • малоподвижность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • высокий рост по сравнению со сверстниками, вызывающий сутулость;
  • длительное нахождение в статичной позе во время занятий;
  • плоскостопие и другие деформации стопы;
  • избыточный вес;
  • ношение тяжелых неортопедических рюкзаков и ранцев, сумок на одно плечо.

Хроническое отклонение позвоночного столба вправо или влево со скручиванием позвонков вокруг своей оси — сколиоз — чаще встречается у детей среднего и старшего школьного возраста. Это тяжелое прогрессирующее заболевание, которое вызывает серьезную деформацию грудной клетки. Сколиотическое искривление приводит не только к косметическому дефекту, но и к нарушению работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Все подростки с подозрением на сколиоз должны наблюдаться у ортопеда.

Для того, чтобы осанка ребенка была правильной, необходимо подобрать соответствующую мебель для занятий дома, научить правильной посадке за столом. Рациональное питание, сбалансированное по микроэлементам и минералам, играет важную роль в профилактике болезней опорно-двигательного аппарата. Регулярные физические упражнения, занятия плаванием формируют мышечный корсет, удерживающий позвоночник от искривлений.

Почему страдает зрение подростка

Почему страдает зрение подростка

Болезнями, затрагивающими зрение детей в школьном возрасте, являются близорукость и астигматизм. Невозможность сфокусировать взгляд приводит к постоянному прищуриванию, нарушению положения головы, повышенной тревожности. К сбою в работе органа зрения могут привести следующие факторы:

  • предрасположенность к нарушению аккомодации и дегенеративным изменениям структур глаза;
  • недостаточная освещенность классных комнат, помещения, где ребенок делает уроки, читает;
  • необходимость выполнять домашние задания с помощью компьютера (поиск информации в интернете, написание текстов, подготовка презентаций);
  • чтение в неправильном положении, во время движения транспорта;
  • нарушение осанки;
  • длительный просмотр видео, страниц в интернете, игры в гаджетах, ноутбуках, стационарных компьютерах.

Для сохранения зрения у подростков важно организовать правильное освещение рабочего места. Лучи света должны падать с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 35 см. Правильная посадка за столом способствует сохранению остроты зрения, улучшает поступление кислорода к головному мозгу, что положительно влияет на когнитивные способности. Для коррекции близорукости необходима консультация окулиста, который даст рекомендации по подбору очков.

Предупреждает развитие миопии правильная осанка и ежедневное выполнение комплекса гимнастических упражнений, укрепляющих мышцы глаза. Для предотвращения прогрессирования снижения остроты зрения исключается физическое перенапряжение, поднятие тяжестей, длительный просмотр телевизора, гаджетов. И большую роль здесь играет строгий родительский контроль.

Хронические болезни у детей школьного возраста, такие как гастрит, гастродуоденит, сколиоз, близорукость часто возникают из-за неправильного режима дня, организации учебного процесса и досуга, возрастных и личностных особенностей подрастающего организма. Для сохранения здоровья детей родители и педагоги обязаны обеспечить школьникам соответствующие условия для гармоничного роста и развития.

1

Детские болезни / Под ред. Баранова А.А.. - 2012

Диагностика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы современных школьников: подходы, терминология, классификация / Мирская Н.Б., Коломенская А.Н. // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - Т. 8 №3. - с. 10-13